Наталья Петращук
Применение пуговичек — один из нетрадиционных интересных приемов обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Хочется вместе с вами вспомнить детство. Чем с вами мы играли? Как играли? В какие игры играли? Лично мне, больше всего запомнились не игрушки, а игрушки-заместители. Особенно игра «Магазин» (кирпич, доска, камни (гири, и т. п.); И, конечно, бабушкина шкатулка с пуговицами, которая была заполнена разными по цвету и форме пуговицами. Я высыпала гору разных пуговиц, маленьких и больших, плоских и выпуклых, с ножкой и отверстиями, золотистых и перламутровых, разных форм и узоров. Чем разнообразнее пуговицы, тем интереснее. Я раскладывала пуговицы по цветам, сохраняя определённую закономерность, составляла в ряд, делала различные узоры.
Публикация «Применение пуговичек — один из нетрадиционных интересных приемов обучения детей» размещена в разделах
Необходимость разработки упражнений с пуговицами назрела в процессе моей работы с детьми, имеющими ОНР. У таких детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и лексика, и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Недоразвитие всех компонентов речи у таких детей сопровождается недостаточной регуляцией мышечного тонуса, неточностью двигательных дифференцировок, наблюдается истощаемость всех психических процессов, выражена моторная неловкость.
Данный материал направлен на закрепление полученных знаний в процессе ООД с учётом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи детей с ОНР.
Применение пуговичек — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Поэтому, целью создания моего дидактического пособия является:
развитие мелкой моторики рук, развитие речи, познавательных и творческих способностей, а также поддержания детской инициативы детей с ОНР (общее недоразвитее речи, используя пуговицы.
Пуговица
Висит, скучает пуговица,
Спокойно ей живётся.
Не замечают пуговицу,
Пока не оторвётся.
Р. Сефа
Новизна данной работы заключается в попытке обобщить и систематизировать игры, упражнения с пуговицами в сочетании с дидактическими играми и упражнениями, направленными на формирование лексико-грамматических представлений, формирование навыков языкового анализа и синтеза, освоение грамматического строя речи, коррекцию психических процессов.
Играя с пуговкой, твори
И непременно - говори!
Друзьям своим ты покажи
И маму с папой научи,
Как новые узоры
Из пуговиц собрать
И мелкую моторику
Успешно развивать!
(Алисова Е. И.)
Я думаю, в любом детском саду есть дети с неровным поведением (двигательно-активные, малообщительные, тревожные, застенчивые). С помощью игр с пуговицами с ними легко можно установить взаимоотношения.
Сначала я изготовила пуговицы из солёного теста, затем в более старшем возрасте я предложила детям принести несколько пуговичек из дома, они с удовольствием откликнулись на мое предложение.
Работа над моторикой пальцев рук важна для развития речи детей. Я не буду здесь останавливаться, так как данная проблема хорошо освещена в литературе. На слайде мы видим массаж – пуговичный.
Для этого необходимо взять просторную коробку (например, из-под обуви). Заполнить ее пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. Предложите выполнять следующие действия ребенку, можно делать массаж вместе с малышом:
- опустите руки в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц, отпустите;
- берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр. ; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
- те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи.
Дидактическая игра «Шнуровка — пуговицы»
Шнурование это - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности. Она подходит и для индивидуальных творческих занятий и для совместного досуга.
Игры: «Собери бусы», «Продолжи ряд - на закономерность»и т. п.
При постановке звуков, логопеды часто замечают, что у детей слабый речевой выдох. И здесь нашлось место пуговиц. Игра «Пуговичные гонки». Ненавязчиво дети устраивают гонки соблюдая правила, тем самым учимся правильно выдыхать.
Применение пуговиц в играх на формирование лексико-грамматических категорий
Игра «Деревья» активизировать словарь по теме «Осень» (закрепить признаки осени, название деревьев, согласование числительных с существительными, закрепление цвета, автоматизация звуков.
Игра «Деревья» (активизация слов с противоположным значением)
«Закончи предложение одним словом, выкладывая пуговицы – получатся листочки»
У берёзы ствол светлый, а у клёна…
Сосна высокая, а рябина….
У дуба ствол толстый, а у осины…
У сосны иглы длинные, а у ели…
У клёна листья большие, а у липы…
Зимой тополь голый, а ель…
Д/и «Аквариум»
Цель игры: активизация и обогащение словаря по теме «Рыбы»; классификация: аквариумные рыбы; автоматизировать [р’] в словах (при счёте пузырьков»; согласовывать существительные с числительными;
Игра «Дождик»
Цель: развитие мелкой моторики и развитие слухового внимания
Задание: Сколько капель упадёт из тучки? (отстукивание ритма, хлопков).
Игры на формирование навыков языкового анализа и синтеза
На индивидуальных занятиях вместо традиционных схем можно использовать пуговицы, что разнообразит и вызовет другой интерес к занятию.
Данное пособие соответствует требованиям ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (использование пуговиц из теста).
Главное, помнить о правилах безопасности при работе с пуговицами. Со стороны взрослых должен быть контроль, а детям с особой осторожностью использовать пуговицы.