Лунд Любовь Ильинична
Применение нейропсихологического подхода в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»
Применение нейропсихологического подхода в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Мастер – класс в рамках муниципального семинара «Современные технологии, как эффективный фактор всестороннего развития ребенка»
Педагог – психолог
Лунд Л. И.
музыкальный руководитель
Передумова С. В.
г. Северск
2024
Применение нейропсихологического подхода в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Темочки:
Цель мастер-класса: демонстрация эффективных элементов и приемов нейропсихологического подхода в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми.
Задачи:
1. Формирование пространственных представлений.
2. Развитие ориентировки в пространстве.
3. Формирование межполушарного взаимодействия.
4. Координация движений и моторное планирование посредством музыкального ритма.
5. Развитие контроля двигательной активности.
6. Использование всех каналов восприятия.
7. Снятие психомышечного напряжения.
8. Развитие телесного праксиса, через музыкальное воздействие.
Коррекционно-развивающие занятия называются «Умные движения» и проводятся совместно с педагогом-психологом и музыкальным руководителем. Коррекционная работа проводится не только с детьми с особыми возможностями здоровья, но и с детьми, имеющими различные проблемы в обучении, развитии и поведении. На занятиях используем элементы и приемы нейропсихологического (психомоторного) подхода, сочетая с элементами музыкотерапии и элементами танцедвигательной терапии. Подход является здоровьезберегающей и игровой технологией. Такой подход гармонизирует физическое и психическое состояние ребенка через движение.
Все функции человека регулирует головной мозг, который состоит из 3х функциональны блоков (три основных «блока» головного мозга: блок тонуса коры, или энергетический блок мозга; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля деятельности).
Если выявляются нарушения какого-либо блока (когнитивной функции, необходимо запустить работу мозга. Работа запускается через движение, двигательную активность.
Все задания выстроены по принципу от простого к сложному. Любая игра, игровой прием, упражнение – многофункциональны.
Оборудование: столы, пластмассовые шарики, кубики, маракасы, бубны, клавесы (ритмические палочки, перышки для релаксации, деревянные ложки (4 штуки, грецкие орехи, алмазики-камешки, квадрат из картона фиолетового цвета (2, круг из картона оранжевого цвета (2, музыкальное сопровождение на USB носителе, музыкальный центр, музыкальная система.
Ход мастер-класса.
1. Телесно-ориентированное упражнение «Ведущий – ведомый».
Многозадачность: формирование доверительного эмоционального контакта, снятие психомышечного напряжения.
Инструкция: два человека становятся друг напротив друга, протянув друг другу руки – у одного ладошки снизу, у другого – сверху. Тот, у кого ладошки снизу, – в роли ведущего. Тот, у кого сверху – в роли ведомого. Глаза можно закрыть, можно не закрывать, кому как удобно и комфортно. Ведущий все время плавно двигает руками и передвигается по залу, ведет за собой ведомого. Ведомый доверяет ведущему. Не каждый сам по себе, а вместе – одно целое. Ведомый ощущает партнера и следует за ним. Затем, меняются ролями.
2. Нейроигра с мячиком (шариком).
Многозадачность: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, моторное переключение, концентрация внимания, координация моторных движений, развитие пространственных представлений, четкость движений под музыкальный ритм.
Инструкция: Встаньте парами, лицом друг к другу: 1. Передаем шарик по схеме «квадрат». 2. Затем с усложнением - по схеме «диагональ.
3. Нейрокругосветка.
1. Нейроигра на переключаемость внимания «Цветные круги».
Хаотично показывать круги синего, желтого и красного цвета:
желтый цвет – хлопок
красный цвет – указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа
синий цвет – пальцами показать «зайчика».
2. Игровая модель «Ритм и движение».
Многозадачность: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, координация движений и моторное переключение посредством музыкального ритма, перкуссия тела, через музыкальное воздействие, внимание, волевая и произвольная регуляция, освоение различных ритмических последовательностей в взаимодействии с движением.
Инструкция: встаньте друг за другом и повторяйте движения за ведущим, слушая музыкальный ритм (клавесы). Один блок движения в одну сторону друг за другом, обратно – второй блок движений.
3. Нейроупражнение «Квадрат, треугольник».
Развитие нейронных связей, межполушарного взаимодействия.
Одновременно двумя руками, в которых находятся мячики, обводить фигуры на столе – треугольник, квадрат (по часовой стрелке, против часовой стрелке и в разных направлениях).
4. Упражнение «Нейроладошки».
Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, логического мышления и концентрацию внимания, развитие кистевого праксиса и переключения пальчиков.
Повторить позы ладошек и пальчиков.
5. Нейроигра на переключение внимания (деревянные ложки, алмазики и снежинки).
Алмазик – стучать ложками друг о друга 2 раза, снежинка – стучать ложками о стол 1 раз.
4. Игровая модель с кубиком.
Многозадачность: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, координация движений и моторное переключение посредством музыкального ритма, перкуссия тела, через музыкальное воздействие, концентрация внимания, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: повторяем движения за ведущим.
5. Танцевально-двигательное упражнение «Делай как я».
Многозадачность: снятие психомышечного напряжения, моторное переключения с одного движения на другое, осознание возможностей собственного тела.
Инструкция: участники стоят в 2 шеренги, друг за другом. Первый – показывает движение, остальные повторяют. Смена ведущего происходит по хлопку в ладоши ведущего, и первые уходят назад.
6. Музыкально-двигательная игра «Шумовые инструменты».
Многозадачность: формирование ориентировки в пространстве, межполушарного взаимодействия, координации движений и моторное планирование посредством музыкального ритма, снятие психомышечного напряжения, развитие телесного праксиса, через музыкальное воздействие.
Инструкция: выполняем движения и действия с музыкальными инструментами по команде ведущего.
7. Дыхательное упражнение с перышками.
Игра «Перышко лети»
Цель: Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Инструкция: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу-вверх.
Игра «Самолетики»
Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.
Оборудование: кусочки разноцветной бумаги на подносе.
Инструкция: Посмотрите, как много у меня тут самолетиков. Дуем на самолетики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.
Игра: «Чей одуванчик раньше улетит».
Цель: развитие умения длительно и правильно выдыхать через рот.
Инструкция: игру желательно проводить на улице. Когда дети гуляют подвести к отцветшему одуванчику. И подуть на него так, чтобы полетели парашютики. Дуть так, чтобы слетели все пушинки.