Светлана Давыдова
Применение моделирования как средства формирования представлений о природе у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве итога данного исследования мы рекомендуем в целях формирования представлений о природе у старших дошкольников применение моделирования.
Первоначальной задачей выступает ознакомление дошкольников с моделями, в котором, в свою очередь, можно выделить несколько этапов.
Темочки:
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с ней, осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности. Дошкольники могут пользоваться ими в познавательной, художественно-эстетической, трудовой деятельности.
Обозначим порядок последовательности формирования моделирования у дошкольников :
- начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений — в этом случае форма модели совпадает с типом отображенного в ней содержания, затем следует переходить к моделированию временных отношений, и наконец — к моделированию других типов отношений;
- целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а затем приступать к построению моделей, имеющих обобщенный смысл;
- следует начинать с иконических моделей, переходя к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений;
- обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем следует их построение.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.
Воспитатель:
- предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
- организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
- постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
- обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
- руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.
Наиболее простой способ обращения дошкольников с моделью — знакомый им календарь природы. Верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с изображениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюдений таким способом производится каждый день. Нижняя часть календаря старшей группы заполняется иначе: ежедневно в соответствующих графах проставляются цветные галочки (символическое изображение птиц).
Объем моделируемого содержания для старших дошкольников таков : учитываются время (за единицу которого взята неделя, разделенная на дни, а также некоторые особенности поведения птиц у кормушки. В календаре может быть зафиксирована погода, перечислены корма, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами.
При ознакомлении старших дошкольников с сезонными явлениями природы успешно применяется графическая модель «календарь-ширма», в которой регулярно фиксируется состояние природы. В течение одной (например, второй или третьей) недели каждого месяца дети наблюдают за погодой, растительным и животным миром. Ежедневно разным цветом они закрашивают клетки, обозначающие дни недели, значками-символами заполняют графу «погода», один раз в конце недели цветным рисунком заполняют графу «живая природа». На рисунке изображают травянистую и древесную растительность, покров земли, замеченных во время наблюдений животных (птиц, насекомых и пр.). Изображение одной и той же местности в разные периоды сезона, регулярная фиксация погоды позволяют отразить в календаре закономерность последовательных изменений в природе. Это важно для переходных сезонов (осень, весна, когда непостоянство явлений, большая протяженность изменений во времени создают объективные трудности для познания детьми. Использование в обучении дошкольников календаря-модели, в котором зафиксированы основные состояния меняющейся природы, помогает преодолевать эти трудности.
В графической модели может быть зафиксирован и другой тип закономерных изменений в природе — рост и развитие живых существ. Такой моделью является календарь-ширма, отражающий пространственно-временные параметры роста и развития огородной культуры — редиса. Одноразовые еженедельные наблюдения с последующей фиксацией в виде цветного рисунка создают картину последовательных изменений подземной и надземной частей растения. Одновременная фиксация сезонных изменений и необходимых сельскохозяйственных работ дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых проходит развитие овоща. Графа «время» показывает, сколько недель длится его развитие, когда происходят образование корнеплода, зацветание, образование семян, сколько дней стоит солнечная или дождливая погода, от которых зависит характер ухода за огородом, и т. д.
Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового, комнатного и т. д., выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.
Графическая модель роста и развития животного (т. е. отличие от растений, подвижного живого существа) должна отражать изменения не только его внешнего облика (строения, но и двигательной активности (поведения, а также меняющиеся условия внешней среды.
Поведение растущего животного показывает постепенное развитие функций организма и расширение его связей с внешней средой. Оно включает способы перемещения в пространстве, добывания и поедания пищи, а также действия, направленные на установление отношений с сородичами, другими живыми существами и т. д
Таким образом, содержание такой графической модели является более обширным, чем содержание аналогичной модели развития растения. Фиксация в календаре поведения животных в силу их динамичности представляет некоторые сложности, ибо это связано с поиском адекватных и понятных для дошкольников значков-символов.
Обучение дошкольников моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой.
Для развития представлений о природе может быть использован метод моделирования — система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Важнейшим свойством модели является подобие или аналогия, способность к замещению одного предмета другим. В современной отечественной педагогике признается значимость моделирования как метода познавательного развития детей дошкольного возраста.
Выделяют три вида моделей, которые могут быть использованы в экологическом образовании дошкольников :
-предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных;
- предметно-схематическая модель;
- графические модели.
Модели являются важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию дошкольников.