Галина Алексеевна Анисимова
Применение ментальных карт на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются ментальные карты.
Публикация «Применение ментальных карт на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Автор данного метода британский психолог Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».
Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга. Она, как и нейрон, имеет радиальную структуру.
Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление, и это её главное отличие от других способов визуализации. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации, и техника ментальных карт помогает организовать и упорядочить её. А также лучше воспринять, запомнить её. Метод ментальных карт помогает ребёнку структурировать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить.
На моих занятиях ментальные карты получили широкое применение, они просты и универсальны. Я их использую в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. Так как я работаю с детьми дошкольного возраста, более подробно я хочу рассказать о применении ментальных карт на занятиях по развитию речи. Ознакомление с таким методом запоминания информации можно начинать со старшего возраста. Моя цель на занятиях с использованием ментальных карт - это формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления. И добиваюсь я её через решение следующих задач:
Создание условий для овладения детьми технологией заполнения ментальной карты;
Развитие умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами;
Воспитание у детей навыка совместной деятельности.
При составлении ментальных карт необходимо соблюдение определё нных правил:
В центре листа – основная идея;
Толстые ветви – от 3 до 7;
Использование цветных карандашей или фломастеров;
Применение картинок с реалистичным изображением или символами.
Предварительная работа заключается в совместной подготовке с детьми карточек с картинками или символами. Я их обязательно ламинируем, это придаёт им яркость и прочность, что позволяет нам использовать их многократно. Таким образом, у нас получилась достаточно большая коллекция карточек по разным лексическим темам. Ментальные карты можно составлять в горизонтальной (на столе) или в вертикальной (на мольберте) плоскости. Если мы работаем с мольбертом, то с обратной стороны картинок клеим магнитные полоски.
При составлении описательных рассказов дети самостоятельно отбирают картинки, характерные для изучаемого объекта, в зависимости от лексической темы. Например, тема «Фрукты».
Где растёт? («берёзка»-в наших краях, «пальма»-в жарких странах)
Какой на ощупь? («подушка»-мягкий, «камень»-твёрдый)
Цвет ( цветные кляксы: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая)
Что можно приготовить? («стакан»-сок, компот, кисель, «банка»-варенье, «кусок пирога»-разная выпечка)
К концу занятия получается очень красивая яркая наглядная схема, в процессе составления которой у каждого ребёнка есть возможность придумать свой рассказ о любимом фрукте.
Очень помогают ментальные карты при закреплении речевого материала по временам года. В центре листа большой круг определённого цвета, в зависимости от времени года («белый»-зима, «зелёный»-весна, «красный»-лето, «оранжевый»-лето). От центра разноцветные толстые ветви и тонкие, так называемые подветви («зелёная»-растительный мир, подветви-деревья, цветы, трава, ягоды; «голубая» - природные явления, подветви-небо, солнце, осадки, ветер; «коричневая»-живой мир, подветви-животные, птицы, насекомые; «красная»-мир людей, подветви-одежда, занятия; «оранжевая»-месяцы, подветви-названия месяцев, например : сентябрь, октябрь, ноябрь).
Незаменима ментальная карта и при реализации образовательных проектов.
Очень интересно было составлять ментальные карты при изучении темы «Космос». Дети сами предлагали, какие символы мы можем нарисовать, чтобы лучше запомнить явления, характерные для той или иной планеты. Например, планета Венера:
Вторая планета от Солнца («цифра 2»);
Очень похожа на Землю по весу, размеру, наличию атмосферы («на чашах весов белый (Венера) и голубой (Земля) круг;
Поверхность планеты спрятана за густыми облаками («белые облака»);
Самая горячая планета («на поверхности полукруга языки пламени»);
Идут кислотные дожди, бьют молнии («дождь и молния»);
Извергаются вулканы («Вулканы»).
Аналогично проводилась работа по другим планетам.
При систематическом использовании ментальных карт можно отметить возросшую детскую активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели определённые навыки по заполнению ментальных карт, планированию своей деятельности, совершенствовались коммуникативные навыки и умения. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают ментальные карты современным и эффективным методом на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.