Ирина Шемякина
Применение информационно-коммуникационных технологий в системе работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования являются достижения нового современного качества дошкольного образования. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
В федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ прописаны гарантии обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. К сожалению, приходится признать, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых патологий изменился, зачастую он имеет комбинированную форму. У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, процесс подачи материала должен быть несколько другой, более индивидуализированный, с использованием нестандартных подходов и новых современных технологий. Современная действительность добавила нам еще одну возможность для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии. Их применение в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, но и оптимизировать коррекционно-развивающий процесс и сделать его более результативным. Причем использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, а дополняет его.
Публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий в системе работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, концентрацию внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Целью педагогического опыта является внедрение в традиционную систему работы учителя – логопеда, в условиях логопункта, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Для реализации поставленной цели выделены основные направления деятельности, через которые я использовала информационно-коммуникационные технологии:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного научно обоснованного диагностико - прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
На начальных этапах работы с детьми ОВЗ, при исследовании сформированности компонентов языковой системы ребенка, в своей работе использую презентации, созданные в программе Microsoft Power Point. Это позволяет мне повысить мотивационную активность и способствует установлению контакта с ребенком. В тематических слайдах, использую персонажей: Звукознайкина и Словознайкина. В дальнейшей работе эти персонажи не раз ещё появляются в игровых сюжетах в моих презентациях. На основе картинного материала различных методик: Иншаковой О. Б., Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Косиновой Е. А. Новиковской О., Громовой О., создан каталог тематических презентаций по обследованию состояния речи. Использование ИКТ позволят при минимальных затратах времени и ресурсов получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии разных сторон речевого развития.
При коррекционно-развивающем процессе презентация выступает как мультимедийный цифровой образовательный ресурс (ЦОР). Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». Содержание тематических слайдов направлено на включение в работу всех анализаторных систем ребенка.
В зависимости от тематики на слайдах размещаю необходимый картинный материал, цифровые фотографии, flash – анимации, видеофрагменты, добавляю музыкальное и голосовое сопровождение, где они необходимы. Например, игра – тренажер «Зоопарк» нацеленная на автоматизацию звука [р] в словах и обогащение словаря по лексической теме “Дикие животные”, развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Звукознайкин просит ребенка, найди лишнее животное. Ребёнок произносит вслух все названия животных, изображённых на слайде, и определяет то животное, в названии которого нет звука [р]. При неправильном выборе (нажатие кнопкой мыши на выбранное животное) Звукознайкин – просит подумать ещё или проговорить названия животных ещё раз, возвращая игрока на этих же животных. При правильном исключении герой хвалит ребёнка и предлагает других животных для выполнения аналогичного задания. Словознайкин помогает детям в играх на расширение словарного запаса, словоизменение и словообразование, а так же игр по составлению разных видов рассказов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
В накопленной медиатеке ЦОР кроме собственных игр – тренажеров, присутствуют и специально разработанные компьютерные программы:
Учимся говорить правильно (Новый диск, 2008). Программа в своем содержании содержит 4 основных раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки (или наушники). Задание озвучены, но для индивидуальной работы с ребенком инструкции можно отключить. Ценность данной программы для себя определяю в материале разделов по формированию фонематической системы, как важной предпосылкой в освоении грамоты.
Домашний логопед. Практический курс. (Новый диск, 2008). Продукт наполнен красочными иллюстрациями и речевым материалом. В программе содержатся две озвученные мини-игры – «Звуковичок» и «Угадай-ка», которые сформируют навыки верного произношения звуков, а также помогут развить неречевой и фонематический слух. Использую данную программу на этапах формирования фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте.
«Игры для Тигры» (г. Пермь, 2004). Программа построена на основе традиционных методик обучения детей ОВЗ Каше Г. А., Филичевой Т. Б. и др. Ее применение делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Программа собрана в четыре больших блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение». Она позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.
В использовании ИКТ выделяю такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Используя ИК технологию, не следует забывать, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основную часть занятия посвящаю непосредственному общению с ребенком и компьютер применяю как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Для того чтобы ребенок стремился на занятие не только ради работы с компьютером, а ради присутствия на традиционном занятии.
Не в пользу ИКТ выступают и медики, аргументируя вредное воздействие на неокрепший организм детей. Помочь им сохранить здоровье – проявление профессионализма современного педагога, поэтому важно в занятиях с детьми учитываю здоровьесберегающие мероприятия.
* соблюдение СанПиН 2.4.1.3049-13, по которым использовать компьютер разрешается течение короткого времени на одном занятии (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю.
* проведение коррегирующей гимнастики для глаз, во время работы с которой необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1.5 - 2 мин. на несколько секунд
* проведение динамических пауз.
В этом контексте хотелось бы упомянуть ещё об одной ИК технологии. БОС (биологической обратной связи). В своей работе использую серию для ДОУ "Учимся и оздоравливаемся", а именно пособие «Здоровая азбука», которая содержит эталонное произношение звуков и слов, помогает избежать трудностей в овладении речью, формирует речевое диафрагмально – релаксационное дыхание.
При реализации задач, профилактического и методического направления деятельности, активно использую собственный сайт сайт другие образовательные Интернет – ресурсы, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса, в решении задач коррекционно-речевой работы.