Наталья Горбенко
Применение игровых технологий как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых технологий как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Горбенко Наталья Николаевна
воспитатель
МОУ «Тавровская СОШ "Формула успеха"
структурное подразделение «Детский сад»
Белгородского района Белгородской области.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.
Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются режим дня, характер питания, воспитательные приёмы, характер общения, другими словами «ломается стереотип жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверено». Разлука с мамой также является психотравмирующим фактором – появляется чувство тревоги, незащищенности и брошенности. Поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является одной из ведущих.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы по преодолению дезадаптации детей раннего возраста является игровая терапия. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Цель игр с детьми в адаптационный период — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Игры позволяют решать такие важные в период адаптации задачи, как:
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Снижение тревожности, агрессии у детей;
• Формирование у детей доверия к воспитателю;
• Формирование чувства уверенности в окружающем;
• Помощь ребенку в освоении новой среды;
Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:
1. Коммуникативные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная,).
Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:
1. Вербальные
Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай колокольчик». Цель таких игр – учить ребенка отзываться и называть свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников.
2. Невербальные
Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей. помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений.
К ним относятся:
общие хороводы «Карусели»,
игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком»
Так как в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, и маленькие дети очень подвижны, то не обойтись без сенсорных игр. Но рассматривая более подробно группы адаптационных игр, мы увидим, что сенсорные игры являются составной частью коммуникативных игр и игр на освоение окружающей среды.
В своей работе мы активно используем вербальные и невербальные группы игр. Каждая из них помогает нам решать разные задачи адаптационного периода.
В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята».
Отдельно хочется остановиться на играх с песком, водой и тестом. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, также при действии с кусочком теста или песком у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.
В группе оборудован уголок «уединения», где ребенок может уединиться. Это место, где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой.
Очень эффективно в процессе адаптации использование театрализованной игры с детьми раннего возраста, как средство к снятию эмоционального напряжения.
При организации игровой деятельности детей обращаем внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием. По длительности подбираем игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской деятельности
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
С целью повышения родительской компетентности в вопросах адаптации детей к условиям дошкольного учреждения проводились консультации как групповые, так и индивидуальные, создан клуб для родителей раннего возраста «Счастливые родители-счастливый ребенок».
Таким образом с определенной долей уверенности можно сказать, что применение в работе игровых технологий повышает результативность образовательного процесса, снижает риск дезадаптации, повышает защитные силы организма воспитанников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным и счастливым. И позволить родителям быть спокойными за своих детей!