Илюхина Ольга
Применение игровой деятельности в процессе обучения плаванию младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Применение игровой деятельности в процессе обучения плаванию младших дошкольников.
Для реализации программы физического воспитания дошкольников государством РФ определены приоритетные задачи развития и здравоохранения воспитанников в дошкольных образовательных организациях. В основе физического развития дошкольников лежит развитие двигательной активности.
Публикация «Применение игровой деятельности в процессе обучения плаванию младших дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте плавание имеет эффективное свойство укреплять иммунитет человека. Также плавание играет важную роль в нервной системе человека, положительно отражается на его психике, формирует эмоциональный фон, который пригодится в будущем.
Люди в любом возрасте могут научиться плавать. Однако необходимо знать, что прогрессивный возраст у ребенка 5-6 лет, в эти годы вестибулярный аппарат дошкольника приспосабливается к водной среде. Игры и водные упражнения будут полезны для дошкольника. Купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка дошкольного возраста. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу. Не мало важно обучение детей младшего дошкольного возраста, как подготовительный этап в освоении водной среды.
Применение игровой деятельности в процессе обучения плаванию младших дошкольников является актуальной проблемой в настоящее время, поскольку в дошкольных образовательных организациях в большинстве случаев работают инструктора по плаванию либо не имеющие опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста, либо не обладающие определенными навыками для организации игр на воде. Таким инструкторам, как правило, не хватает основных педагогических качеств для организации процесса обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста в игровой форме. Основной сложностью в данной работе является водная среда, поскольку эта зона с повышенной опасностью особенно для дошкольников. Инструктор по плаванию должен уметь контролировать весь процесс обучения плаванию и применять игры, учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и условия, в которых он работает.
В данном направлении очень много изучено по работе с детьми старшего дошкольного возраста, но недостаточно разработан материал по работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются: Труды ведущих специалистов в области физической культуры, психологии,педагогики (П. Ф. Лесгафт. А. В. Кенеман, А. А. Леонтьев,Л. С. Выготский, Л. П. Макаренко, Н. К. Крупская, и др., физиологии (А. Н. Крестовников, А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб и др., плавания (Т. И. Осокина, Д. Кансулмен, Т. А. Протченко, Н. Ж. Булгакова и др.)
Исходя из выше сказанного, возникает существующее противоречие – с одной стороны исследователи и педагоги понимают необходимость использования игровых методов обучения плаванию младших дошкольников, но с другой стороны отмечаются сложности в практической работе в условиях водной среды с детьми данного возраста.
При подборе игровых методов необходимо учитывать:
1. Каждое упражнение необходимо демонстрировать многократно как на одном, так и на нескольких занятиях, так как дети не всегда схватывают новое движение сразу.
2. Показывать упражнения лучше всего непосредственно перед их выполнением. Делать это надо четко, легко и красиво. Полезно привлекать к показу самих детей.
3. Показ должен сопровождать доступным для детей пояснением. Рассказ, беседа, объяснение, замечание помогают целенаправленному, сознательному овладению игровым действием.
4. Большинство игровых упражнений отрабатываются сначала на суше, а затем в выполняется в воде.
5. При организации игровых упражнений недопустима излишняя строгость, но преподаватель должен пользоваться авторитетом и держать дисциплину.
Руководство игровыми упражнениями – дело трудное и тонкое. На занятиях по обучению плаванию игровые упражнения необходимо организовывать так, чтобы не только лишь обучать необходимым движениям, но и воспитывать в дошкольниках самостоятельность и инициативу. Подчинение игрового настроения детей команде педагога понижает воспитательную ценность игры.
Существует несколько общих правил, которых следует придерживаться, организуя игровые упражнения во время занятий по обучению плаванию :
1) игровые упражнения не должны быть утомительны;
2) во время выполнения упражнения детьми преподаватель должен контролировать все действия, но по возможности избегать замечаний играющим, так как это ведет к понижению интереса к игре;
3) планируя включение в ход занятия игрового упражнения, целесообразно отвести для него специальное место и время;
4) игровые упражнения не должны носить случайный характер.
При проведении игровых упражнений на занятиях преподавателю следует опираться на выработанные методические указания:
а) игровые действия должны быть понятны каждому ребенку;
б) правила игры должны быть выражены точно, а число их должно быть невелико;
в) подбор игровых упражнений должен соответствовать этапу обучения и силам детей.
Использование игровых упражнение должно быть подчинено выработанной методике и не носить произвольный и нецеленаправленных характер.
При подборе игр и комплектовании команд учитываются задачи занятия, количество детей, знания в области плавания, возрастная категория, условия и место проведения (температура воды и воздуха, состояние дна и глубина водоема, имеющийся инвентарь. Место для занятий оборудуют заранее. Для младших дошкольников объяснение проводится в сюжетно-образной форме.
Педагогу необходимо выбрать место, с которого он будет видеть всех играющих, если педагог находится в воде, то все дети должны находится перед ним, в поле зрения.
Во все игры, которые ребятам уже знакомы, требуется добавлять нагрузки, добавлять новые задания.
Учитывая мнение Э. Я. Степаненковой включая в занятие подвижные игры, эстафеты, мы увеличиваем интерес детей к занятиям, доводим до совершенства их эмоциональное состояние. Однако всякая игра обыкновенно возбуждающе действует на нервную систему детей. Поэтому руководителю в процессе игры следует внимательно следить не только за физическими нагрузками, получаемыми детьми, но и за их эмоциональным состоянием.
После каждой игры, необходимо учить детей уважать победителя и ценить проигравшего. Ребят необходимо назначать в разные игровые роли, дошкольник должен понять, какого быть догоняющим и убегающим.