Елена Петрова
Применение дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста, в процессе, которой развивается его внимание, память, воображение, речь, ловкость, коммуникацию, дисциплинированность. Применяя дидактическую игру в образовательном процессе все проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Следует отметить, что дидактические игры по праву является одним результативным средством обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются на всех видах занятиях.
Публикация «Применение дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками» размещена в разделах
В младшем дошкольном возрасте дети бывают робкие, скромными, нерешительными, некоммуникативными.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.
Следует помнить, что у дидактической игры две цели : одна – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Очень важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.
Использование дидактических игр способствует решению многих задач: формировать словарь, грамматический строй языка, совершенствует разговорную речь, учит излагать свои мысли, развивать логическое мышление, развивать, мелкую моторику пальцев рук, память, произвольное внимание у детей, умение сосредотачиваться на поставленной цели. побуждать детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий, а также воспитывает у детей уверенность в себе.
Для того, чтобы дидактическая игра решали часть из вышеперечисленных задач, а так же повысился интерес к игре следует придерживаться следующих требований: она должна наделять упражнения полезные для умственного развития; должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей и препятствий; игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовольствие.
Выделяют следующие виды дидактических игр :
Игры – путешествия, которые имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, простое через загадочное, трудное через преодолимое. Д/Игра «Путешествие в гости к весне». ( Цели: развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность; закрепить знания о зимних явлениях в природе; формировать интерес к окружающему).
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Д/Игра «Вверх – вниз» : (Цели. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их).
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Д/Игра «Кто я в семье?» ( Цели: формирование представлений о родственных связях; учим детей правильно употреблять такие слова, как внук, внучка, сын, дочь, брат).
Игры выбираются с учетом направления развития на определенную область развития, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого и интеллектуального развития. Она должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. В ней должна быть дидактическая задача, правила и игровые действия; организация дидактической игры воспитателем, включающая в себя подготовительный этап дидактической игры, ее проведение и анализ.
Методика проведения дидактических игр включает в себя : ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.
Выделяют игры с предметами, настольно – печатными, словесно – логическими.
Использование дидактических игр в работе с детьми способствует развитию речевой активности детей. Важно учить детей радостно, без всякого принуждения. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для этого необходимо чтобы дети четко понимали, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. И родители, и воспитатели должны быть совместно вовлечены в процесс игры и в процессе игры поощрять ребенка, хвалить.
Помните, что дидактические игры, как средство развития детей, являются одним из лучших методов.