Валентина Ашканова
Применение авторских игр в коррекционной работе с применением коврографа В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Презентация опыта работы : «Применение авторских игр для развития сенсорных эталонов в коррекционной работе,используя коврограф В. В. Воскобовича»
2 слайд: Диаграмма мониторинговых исследований
по выявлению детей с проблемами в речевом развитии
3 слайд: Анализ мониторинга
Речевые нарушения часто сопровождаются сложными формами дизартрии, алалией и ЗПР, что значительно затягивает время занятий с ребенком.
Публикация «Применение авторских игр в коррекционной работе с применением коврографа В, В, Воскобовича» размещена в разделах
У детей с заключением ОНР нарушена не только произносительная сторона речи, но и лексика, грамматика, связная речь, могут быть нарушения в развитии памяти, внимания, мышления, что не позволяет быстро и в полном объеме запомнить и усвоить материал.
У детей низкая мотивация к обучению, быстро теряют интерес к многократному повторению одного и того же речевого материала. А материал для некоторых звуков бывает значительно ограничен или часто встречается в словесной форме, что вообще не вызывает интерес у детей.
Вывод: необходимо искать новые формы и приемы с целью привлечь внимание ребенка, заинтересовать и делать так чтобы ребенок сам проявлял инициативу на занятиях и выполнял действия самостоятельно.
4 слайд: Почему дошкольникам интересно заниматься с коврографом? В отличие от школьной доски, при работе с коврографом ребенок самостоятельно манипулирует с предметом. Он может его отклеить, приклеить, переместить, ощупать, осмотреть. Поэтому коврограф интересен даже детям второго года жизни.
5 слайд: Задачи будут способствовать:
развитию воображения, креативного мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенные объекты под новым углом зрения).
гармоничному, сбалансированному развитию у детей эмоционально-образного и логического начала.
формированию базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений)
развитию мелкой моторике и всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
развитию речи ребенка, обогащению и активизации словаря, отработке грамматических конструкций, обучению грамоте.
развитию связной речь, в ходе игры объяснять свои действия (развивать речь – диалог, монолог).
повышению мотивации к самостоятельной игровой развивающей деятельности.
развитию творческих способностей.
6 слайд: Игра: «Заяц-огородник»
Цель: автоматизация звука [З] в словах, закреплять счет в пределах 10, согласовывать существительное с числительным.
Материал: картинки заяц, грядка, картинка-морковка
Игровая ситуация: Весной зайка
посадил морковку, летом он за ней
ухаживал, поливал. Осенью выросла
морковка большая. Помогите зайке
убрать урожай.
Сколько морковки выросло у зайки?
Посчитайте одна морковка,
две морковки, три морковки и т. д.
Убери урожай и назови правильно
картинку, четко произноси звук [З]
в слове.
7 слайд: Игра: «Листопад»
Цель: 1 вариант игры: дифференцировать слова со звуком [Л] – [Р] (можно взять любой изучаемый звук, для автоматизации и дифференциации) 2 вариант игры: закреплять название цветов, большой-маленький, счет, больше-меньше-поровну, высокий-низкий, (игра сезонная листья можно заменить зимой снежинками, весной цветами, фруктами)
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров (картинки детей, стволы деревьев двух размеров, листья зеленые, красные, желтые, оранжевые двух размеров.
Мотивация: Таня и Слава гуляли в осеннем лесу и увидели много красивых листьев. Они им так понравились, дети решили собрать осенний букет из листьев. Слава большой, он срывал листья с высокого дерева со звуком [Р] в слове, а Таня маленькая, она срывала листья с низкого дерева со звуком [Л] слове.
8 слайд: Игра «Помоги гномикам»
Цель: формировать умение классифицировать предметы по цвету, величине; развивать инициативность общения ребенка с взрослым; стимулировать к проявлению доброжелательности, стремление оказать помощь.
Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», картинки гномиков маленьких и больших, картинки домов маленьких и больших, фонариков маленьких и больших, разноцветные веревочки «липучки» Мотивация: Пошли гномики на прогулку. На небе ярко светило солнышко. И вдруг появилась туча, она закрыла солнце и на полянке
стало темно. Пошел дождь. Гномики
красная-шапочка, желтая-шапочка,
синяя-шапочка и зеленая- шапочка испугались темноты и не могут найти дорогу домой.
Проблема: Как можно помочь гномикам
найти свои домики? (Ответы детей).
План реализации: Можно зажечь фонарики и
проложить дорожку к дому гномика (фонарики, домики, дорожа будут такого же цвета как колпачок у гномика)
9 слайд: Игра: «Маша и Медведь»
Цель: формировать умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже, расширять словарный запас, поупражнять в согласовании числительного с существительным, совершенствования грамматического строя речи.
Игра: У Мишки поспели ягоды. Посмотри какие ягоды выросли? (клубника, малина, смородина, крыжовник). Посчитаем сколько ягод выросло у Мишки.
-Одна ягода клубники, две ягоды клубники, три ягоды клубники, четыре ягоды клубники, пять ягод клубники.
-Одна ягода малины, две ягоды малины, три ягоды малины, четыре ягоды малины, пять ягод малины.
-Одна ягода крыжовника, две ягоды крыжовника, три ягоды крыжовника, четыре ягоды крыжовника, пять ягод крыжовника.
-Одна ягода смородины,две ягоды смородины, три ягоды смородины, четыре ягоды смородины, пять ягод смородины.
Мишка пошел собирать урожай. Ягоды какие?
(спелые, сочные, сладкие (кислые, красные (зеленые,
черные, ароматные, мягкие (твердые).
Очень много Мишка собрал ягод.
Что с ними делать? (ответы детей)
Маша предложила приготовить варенье (компот, пастилу)
-Варенье из клубники? Какое? -Клубничное варенье
-Компот из клубники? Какой? -Клубничный компот
-Варенье из малины? Какое? -Малиновое варенье
-Компот из малины? Какой? -Малиновый компот
-Варенье из смородины? Какое? -Смородиновое варенье
-Компот из смородины? Какой? -Смородиновый компот
-Варенье из крыжовника? Какое? -Крыжовенное варенье
-Компот из крыжовника? Какое? –Крыжовенный компот
А еще Маша приготовила вкусную пастилу из ягод. -Пастила из малины какая? –Малиновая пастила -Пастила из смородины какая? – Смородиновая пастила -Пастила из клубники какая? – Клубничная пастила -Пастила из крыжовника какая? – Крыжовенная пастила
10 слайд: «Бусы»
Цель: выполнять ритмический рисунок, произносить слоги ЛЯ-ЛЕ-ЛЮ-ЛИ (автоматизировать мягкий звук [Ль]) в слогах, развивать внимание, память, мелкую моторику.
Материал: ниточка (липкая-лента, геометрические фигуры разного цвета (можно разной формы, предметная картинка девочки.
Игровая ситуация: У девочки Лизы порвалась ниточка на бусах и бусины рассыпались. Девочка расстроилась плачет. Помоги собрать бусы. Нанизываем бусинки на ниточку и поем песенку синяя бусинка - ЛЯ, красная бусинка – ЛЕ, зеленая бусинка – ЛЮ.
11 слайд: Игра: «Мы строили, строили детский сад построили»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах и объемных формах. Подбирать антонимы.
Материал: картинки Крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк, плоские и объемные фигуры, корзина, сундук, картинка д/с. Игровая ситуация: Крокодил Гена и Чебурашка решили построить д/с, а старуха Шапокляк решила им помешать и от своей зловредности перепутала весь строительный материал. Что делать? (плоские фигуры положить в корзину, а объемные в сундук, назвать фигуры). Предложить детям построить д/с из модулей и назвать детали.
Можно предложить детям дать характеристику героям (подобрать слова антонимы). Какая Шапокляк и какой Крокодил Гена?
Добрый – злая
Невредный – вредная
Щедрый – жадная
Трудолюбивый – бездельница
Вежливый – грубая
Хороший - плохая
12 слайд: Игра: «Улитки»
Цель: классификация предметов, развитие мелкой моторики, внимания, мышления, словообразование.
Материал: картинки улиток, липкие ленты, предметные картинки.
Игровая ситуация: Улитки Роза и Геля отправились в магазин за продуктами. По дороге потеряли свои «домики». Что делать? Как помочь? (дети из липкой ленты закручивают Спираль «домики»). Геля купила продукты из мяса, а Роза из молока (дети собирают картинки, например фрукты, продукты, цветы, одежду – обувь и т. д.)
13 слайд: Игра: «Пчелка и шмель»
Цель: дифференциация звуков [Ш] – [Ж] в словах, развитие памяти, внимания, мелкой моторики.
Материал: предметные картинки со звуком Ш и Ж, картинки пчелы и шмеля, улей, гнездо шмеля, липкая лента.
Игровая ситуация: Пчелка Жужжа и шмель Шурш, полетели на лесную полянку собирать нектар. Пчелка летит жужжит,
а шмель – шипит (дети пальчиком проводят по веревочке от пчелы к улью и произносят звук – Ж, а от шмеля к гнезду и произносят звук – Ш, по пути собирают «нектар» картинки, пчелка Жужжа со звуком – Ж, шмель Шурш со звуком - Ш)
14 слайд: Игра: «Собери грибы»
Цель: дифференцировать звуки [К] [Г], развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, ориентироваться на плоскости.
Игровая ситуация: Кеша и Гоша пошли за грибами. Каждый по своей дорожке. Кеша пошел по синей дорожке и у него лукошко с буквой К. В свое лукошко он будет собирать грибы с картинками на звук [К],
а Гоша пошел по зеленой дорожке,
у него на лукошке буква Г, он будет
собирать грибы с картинками
на звук [Г]. Много грибов собрали Кеша и Гоша.
15 слайд: Выводы
Активное применение адаптированных игр и игровых пособий В. В. Воскобовича в работе явилось эффективным средством развития всех психических процессов (памяти, внимания, мышления) и сенсорных эталонов стимулирующих формирование основных компонентов речи.
Правильно организованная работа в процессе игры позволило достичь следующих результатов:
У детей
Стало более развито воображение, креативное мышление (дети стали более гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенные объекты под новым углом зрения).
Сформировались базисные представления об окружающем мире, математические, речевые умения.
Сала более развита мелкая моторика.
Умеют различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки.
в ходе игры умеют объяснять свои действия.
повысилась мотивация к самостоятельной игровой развивающей деятельности.
Стали проявлять и брать на себя инициативу в речевом общении.
16 слайд: Спасибо за внимание!