ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Приложение к пособию «Учимся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие
«Учимся играя»
по развитию математических представлений и логического мышления у старших дошкольников
Разработчик:
Сивцева Т. В. ,
воспитатель 1 кв. категории
для участия в городском конкурсе
«Учебных, методических, дидактических
средств обучения»
г. Березники 2009г.
Содержание.
1. Характеристика – рекомендация
2. Аннотация к дидактическому пособию
3. Результаты диагностики
4. Бумажный носитель: Дидактическое пособие по развитию
Публикация «Приложение к пособию „Учимся играя“» размещена в разделах
математических представлений и логического мышления у
старших дошкольников «Учимся играя»
5. Литература
Характеристика - рекомендация
на дидактическое пособие «Учимся, играя» по развитию математических представлений и логического мышления у старших дошкольников.
Данное пособие разработала Сивцева Татьяна Владимировна – воспитатель 1 кв. категории «Центра развития ребёнка - детского сада №21», образование высшее, педагогический стаж 20 лет. Татьяна Владимировна с 2007 года углублённо работает по методической теме «Интеграция содержания математического образования дошкольников посредством планирования педагогической деятельности». Дидактическое пособие является многофункциональным средством обучения для детей с общим недоразвитием речи и предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основная цель пособия «Развитие математических представлений у старших дошкольников с ОНР через дидактические игры и упражнения». Использование специально подобранных игр позволяет повысить интерес у дошкольников к индивидуальным занятиям, помогает оперировать своими знаниями, яркая наглядность вызывает у детей стойкий интерес к работе. Применяя данное пособие, педагог учит ребёнка устанавливать отношение между целым множеством и его отдельными частями, формирует абстрактное понятие числа, развивает глазомер ребёнка, подводит к обобщённому понятию геометрическая форма, учит ориентироваться в пространстве и во времени.
Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой, непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника становятся прочнее и полнее.
Став полноправным участником образовательного процесса, ребёнок учится самостоятельно находить решение предлагаемого задания, учится рассуждать при принятии правильного решения, закрепляются навыки в согласовании существительного и числительного, правильного употребления пространственных наречий, предлогов, формируется монологическая и диалогическая формы речи.
Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д. Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.
Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам предложенных блоков.
Дидактическое пособие рекомендовано для участия в городском конкурсе учебных, методических и дидактических средств обучения.
Аннотация
к дидактическому пособию «Учимся, играя»
по развитию математических представлений
и логического мышления у старших дошкольников.
«Хороший урок по арифметике – это урок домашнего хозяйства или домашней экономии…». Эти слова принадлежат К. Д. Ушинскому. Математика, конечно, должна быть интересной, весёлой и доступной. И тогда она увлекает детей. Именно игры помогают ненавязчиво, без давления закрепить математические взаимозависимости в различных жизненных обстоятельствах.
Углублённо работая по теме «Интеграция содержания математического образования дошкольников посредством планирования педагогической деятельности» и изучив специальную литературу меня как воспитателя – стажиста заинтересовала проблема поиска эффективных методов и приёмов по развитию у старших дошкольников с ОНР математических представлений. Так как в современном обществе падает интерес к математике. В связи с техническим прогрессом (использование калькулятора, компьютера) интерес к интеллектуальным играм ослабевает.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:
вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс;
совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
широкого общения со сверстниками;
индивидуальный подход к ребёнку, с применением разно уровневых заданий.
Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на основе игровых технологий.
Цель: развитие математических представлений дошкольников через использование игровых технологий.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.
2. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда.
3. Закрепить знание цифр от 0 до 9.
4. Формировать у детей первоначальные измерительные умения.
5. Иметь представление об известных геометрических фигурах.
6. Упражнять в употреблении в речи пространственных наречий и предлогов.
7. Развивать представление о необратимости бесконечности течения времени.
Новизна данного пособия заключается в том, что помимо формирования математических представлений пособие способствует расширению кругозора детей, развитию понимания межпредметных связей.
Практическая ценность состоит в том, что в ходе работы помимо образовательных задач решаются коррекционные задачи: согласование существительных в роде и числе с числительными, прилагательными; употребление наречий, предлогов, развитие внимания, памяти, логических форм мышления.
Индивидуально – дифференцированная работа с каждым ребёнком позволяет добиться высоких результатов. Ребёнок усиленно переносит полученные знания на другие виды деятельности. Это является показателем качества коррекционной работы.
В пособии разработано 5 блоков:
Количество и счёт
Величина
Геометрические формы
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве
Став полноправным участником образовательного процесса, дети учатся самостоятельно находить решение предлагаемого задания, учатся рассуждать при принятии правильного решения.
1. Работая с блоком «Количество и счёт», детям сначала предлагается упражнение на пересчитывание, отсчитывание, употребление предлогов, на установление равенства, определения цифр до 10, сравнение множеств, счёт по порядку. В упражнениях № 9 и № 10 дети работают фломастером по карточке, которая вложена в файл. Упражнения этого плана развивают умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Блок «Величина» представлен играми и упражнениями на выявление понятий большой и маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий; у детей развивается глазомер.
3. Блок «Форма» знакомит детей с плоскостными и объёмными фигурами, игрой для подгруппы детей с соревновательным элементом. У детей развивается умение анализировать форму знакомых предметов.
4. Блок «Ориентировка во времени» подразумевает развитие представлений о временах года, частей суток, дней недели, развивает наблюдательность, умение обосновывать ответ.
5. Блок «Ориентировка в пространстве» предлагает детям ориентировку от себя вправо – влево, ориентировку на листе бумаги, на итоговой иллюстрации решается ряд задач (возможны диагностические вопросы).
Занимательность сюжетов предлагаемых в пособии рисунков способствует развитию наблюдательности, умению включиться в поиск, выделять отдельные признаки предмета или явления, находить существенные или второстепенные признаки, сравнивать и сопоставлять, делать вывод, аргументировать свой ответ, понимать логику и закономерность явлений.
Предлагаемое дидактическое пособие является результатом творческой работы педагога за 2008 – 2009 учебный год.
Эффективность дидактического пособия в том, что в ходе его разработки учтены дидактические принципы обучения.
При апробации данного пособия была взята подгруппа дошкольников старшего возраста с ОНР, а вторая подгруппа занималась без использования данного пособия. По данным диагностики высокий уровень развития математических представлений в подгруппе увеличился на 4%, во второй подгруппе, занимающейся по пособию на 58%.
Став полноправным участником образовательного процесса, дети учатся самостоятельно находить решения предлагаемого задания, учатся рассуждать при принятии правильного решения, закрепляются навыки количественного и порядкового счёта, знание цифр от 0 – 9, представление об известных геометрических фигурах, пространственных и временных понятий.
Использование игровых технологий обеспечивает и усиленность коррекционной работы. Для повышения интереса к занятиям игровые технологии играют огромную роль. Используя игры в обучении, педагог добивается эффективного обучения, учитывает индивидуальные данные каждого ребёнка по развитию математических представлений.
Постепенное выполнение заданий позволяет закрепить математические понятия. Перенести эти знания в другие виды деятельности, а это, по мнению педагога, самый высокий результат эффективности данного пособия.
Сравнительный анализ диагностики
уровней сформированности математических представлений у дошкольников за 2008 – 2009 учебный год
старшая группа
(без обучения по пособию)
Уровни развития Начало года (сентябрь) Конец года (май) Результативность
Высокий 20% 24% Повысился
на 4%
Средний 72% 62% Понизился
на 10%
Низкий 18% 4% Понизился
на 14%
Сравнительный анализ диагностики
уровней сформированности математических представлений у дошкольников за 2008 – 2009 учебный год
старшая группа
(с использованием пособия)
Уровни развития Начало года (сентябрь) Конец года (май) Результативность
Высокий 23% 81% Повысился
на 58%
Средний 66% 19% Понизился
на 47%
Низкий 11% 0% Понизился
на 11%
Результаты диагностики показали, что уровень развития математических представлений с помощью дидактического пособия «Учимся, играя» значительно повысился.