Татьяна Тюрина
Приложения к рабочей программе практико-экспериментального кружка «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение №21
Тема: что плавает? Что тонет?
Задачи: учить самостоятельно делать выводы ; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление.
Области интеграции: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Материалы: различные предметы из металла, дерева, бумаги, пластмассы и др. ; емкость с водой, атрибуты игры-путешествия.
Ход занятия:
В группе появляется Капитан (воспитатель) .
Публикация «Приложения к рабочей программе практико-экспериментального кружка „Почемучки“» размещена в разделах
Капитан: дети, хотите отправиться в путешествие? Тогда давайте построим корабль. Из чего мы можем это сделать? (дети предлагаю варианты ответов и строят корабль из стульев) .
Капитан: рассаживайтесь поудобнее, приготовьтесь! Полный вперед! Запевай!
(звучит фонограмма песни «А, ну-ка песню нам пропой веселый ветер!»)
Капитан: какой сильный поднялся ветер! Волны стали заливать наш корабль! Кто же нам поможет?
Дети кричат, просят помощи. Появляется морской царь Нептун.
Капитан: всем успокоиться! Не создавайте панику! Нептун, помогите нам, наш корабль тонет.
Нептун: я спасу ваш корабль, если вы сумеете правильно ответить, какие предметы тонут, а какие плавают.
Нептун достает из красивой коробки предмет.
Нептун: что это?
Дети: пробка.
Нептун: как вы думаете, пробка тонет или нет?
Дети: она плавает.
Нептун: давайте проверим, не ошиблись ли вы. Бросьте пробку в воду.
Дети проводят опыт, убеждаются, что пробка не тонет.
Нептун: как вы думаете, почему пробка не утонула?
Дети: потому что она легкая.
Нептун: а теперь в руках у меня ложка. Она тонет или плавает?
Дети: тонет.
Дети проводят опыт.
Нептун: вы правы, ложка утонула, а почему?
Дети: она тяжелая, сделана из металла.
Нептун: а кубик плавает или тонет?
Дети отвечают, проводят опыт, убеждаются в правильности или ошибочности своего решения, пытаются объяснить результаты опыта.
Аналогично проводятся опыты с кубиком, расческой, гвоздем, ножницами, бумажным корабликом, шариком.
Нептун: итак, мы провели несколько опытов. Что же отличает те предметы, которые плавают, от тех, которые тонут?
Дети: на дне лежат тяжелые предметы, а плавают – легкие.
Нептун: посмотрите, шарик маленький, а мяч большой. Это предметы разного размера. И оба они не тонут, почему?
Дети: потому что внутри у них воздух.
Если дети затрудняются сделать этот вывод, можно помочь им наводящими вопросами.
Нептун: мне понравились ваши ответы. Я уверен, вы сможете самостоятельно справиться с бурей, которая настигла вас в пути, и спастись.
Капитан: давайте подумаем, как же могут спастись люди с тонущего корабля? Что им нужно сделать?
Дети предлагают свои версии и обсуждают их с капитаном.
- нужно построить плот.
- нет, бревна могут рассыпаться, если веревка развяжется.
-у плота нет бортиков, волны могут смыть на с в воду.
- надо плыть в шлюпке
- шлюпка маленькая, а нас много, все не поместятся
-возьмем спасательные жилеты, круги.
- пускай в шлюпку сядут девочки, а мальчики сделают полот с бортиками. Кто не умеет плавать наденет спасательные жилеты.
Нептун: вы молодцы! Придумали хороший путь к спасению. Теперь вы доберетесь до берега. Счастливого пути, а мне пора возвращаться на дно Морское.
Дети «возвращаются» в группы и обсуждают свое путешествие
Приложение №22
Бумага, ее качества и свойства
Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Что нужно для опыта: различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой.
Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички (или зажигалку). Можно изучить различные виды бумаги.
Приложение №23
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: стаканчики прозрачные, вода, луковицы. Дети самостоятельно разливают воду в прозрачные стаканчики, затем
«сажают» в них луковицы.
Стаканчики выставляются на подоконник.
В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами.
Фиксируется появление корней и листьев.
Приложение №24
«Кораблики»
Необходимый инвентарь: тазик, бумага.
Наливаем в тазик немного воды. Показываю ребятам, как можно
бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуть на них. Ребята
повторяют мои действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и
артикуляционного аппарата.»
Приложение №25
«Волшебная водичка»
Задачи:
1. : Развитие восприятия:
2. Развитие мелкой моторики.
3. Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.
Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, кубики льда, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.
Ход эксперимента:
Дети усаживаются на стульчики полукругом.
Воспитатель (звучит классическая музыка со звуками воды) : ребята, мы сегодня с вами отправимся в чудесную страну волшебной водички. Закройте руками глазки и посчитаем вместе: раз, два, три. (Дети открывают глаза). Перед нами полянки чудесной страны волшебной водички отправимся на первую из них?
Дети: Да.
1. Игра-эксперимент «Три сестрички»
Цель: сформировать зрительное восприятие трех состояний воды (парообразное, жидкое, твердое).
Воспитатель: смотрите на этой полянке три сестрички-водички. Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму (воспитатель переливает воду в стакан, в тарелку и в стакан с дырками на дне). Вторая сестричка «твердая» (воспитатель обращает внимание детей на поднос с кубиками льда, возьмите ее в руки, постучите ей, сожмите в кулак. Третья сестричка-водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар, она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой.
Воспитатель: как звали сестричек?
Дети: жидкая, твердая, пар.
Воспитатель: молодцы, ребята. Отправимся на следующую полянку?
2. Игра-эксперимент «Теплое-холодное»
Цель: сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды.
На столе ставятся два тазика с теплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань в тазик с теплой водой.
Воспитатель: что там?
Дети водичка.
Воспитатель: какая она?
Дети: теплая.
Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой.
Воспитатель: а что же тут?
Дети: тоже водичка.
Воспитатель: а здесь она какая?
Дети: холодная.
! Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие.
Воспитатель (сняв ткань с тазиков) : ребята, а кто может плавать в воде?
Дети: рыбка, уточка.
3. Пальчиковое упражнение «Уточка»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Воспитатель: Молодцы, мы сейчас с вами поплаваем как уточки в пруду.
Дети отпускают руки в тазики с водой и делают упражнение «уточка».
На волнах качаясь,
Уточка плывет.
То нырнет, то вынырнет,
То нырнет, то вынырнет,
Лапками гребет. Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз,
плавными движениями поворачивают руки из стороны в сторону.
Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз, вверх, имитируют нырок, отпуская руки вниз, затем плавно поднимают вверх.
Гребут ладошками поочередно, имитируя лапки уточки.
! Выключают музыку.
Воспитатель (обращает внимание детей на звук плещущейся воды под руками детей) : слышите звук? Это голосок водички.
4. Игра «Голосок водички»
Цель: сформировать слуховое восприятие звука воды.
Одному из детей завязывают глаза, и поворачиваю его спиной к остальным. Ему необходимо сказать слово «Вода», когда услышит ее голосок. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа по сигналу воспитателя плещет руками в тазике с водой, а вторая – шелестит бумагой.
Воспитатель: теперь мы знаем как звучит голосок воды. Сможем ее узнать?
Дети: Да.
Игра заканчивается тогда, когда поучаствуют все дети.
Воспитатель: мы отправляемся с вами на третью полянку.
5. Игра-эксперимент «Полянка красок».
Цель: сформировать зрительное восприятие желтого и красного цвета.
На столе по количеству детей стоят стаканы с чистой водой, кисточки и краски желтого и красного цвета.
Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, в стаканчики. Что там?
Дети: водичка.
Воспитатель: конечно, мы же сегодня в чудесной стране волшебной водички. Какого она цвета?
Дети: бесцветная, не имеет цвета.
Воспитатель: молодцы, а мы сегодня с вами будем маленькими волшебниками.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в желтую краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в желтый цвет.
Воспитатель: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?
Дети: желтого.
Воспитатель: молодцы, а теперь перекрасим ее в красный цвет.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в красную краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в красный цвет.
Воспитатель: понравилось наше с вами путешествие? Кто живет в этой чудесной стране?
Дети: водичка.
Воспитатель: какой может быть она?
Дети: жидкой, парообразной, твердой; теплой и холодной.
Воспитатель: молодцы, а какого она цвета?
Дети: не имеет цвета.
Воспитатель: правильно, бесцветная. Ребята, а вы знаете какая водичка на вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: чтобы это узнать, нам нужно отправиться на последнюю полянку чудесной страны.
6. Игра-эксперимент «Попробуй на вкус»
Цель: сформировать вкусовое восприятие воды.
По количеству детей ставятся стаканы с водой и столько же стаканов с соком. Одному из детей завязывают глаза шарфом и дают выпить сначала сок, а затем воду.
Воспитатель (после того, как ребенок выпьет сок) : что ты выпил?
Ребенок: сок.
Воспитатель: какой он на вкус?
Ребенок: сладкий.
Воспитатель (после того, как выпьет воду) : что это?
Ребенок: вода.
Воспитатель: какая она на вкус?
Ребенок: не имеет вкуса.
Игра заканчивается тогда, когда все попробуют воду на вкус.
Приложение 25
«Камушки»
Задачи:
• Развитие восприятия, воображения;
• Развитие речи (обогащение словарного запаса);
• Развитие мелкой моторики пальцев рук;
• Развитие логического мышления.
Материал: Картинки с изображением камешков, коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.
1. Беседа о камушках (при затруднении сопровождается демонстрацией рисунков) :
Цель: обогащение словарного запаса и логического мышления.
• Где можно найти камушек? (на дороге, в речке, в море, в песке, в поле….);
• Каким бывает камушек? (большим, маленьким, черным, белым, тяжелым, легким, тердым и т. д.).
2. «Сортировка»
Цель: закрепление восприятия величины.
Необходимо разложить камушки по подносам: на правый – большие, на левый – маленькие.
3. «Тонет - не тонет»
Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний).
• А что произойдет, если нам опустить в воду перышко (спичку? (будет плавать);
• Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);
• А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);
• Почему он утонет? (потому что он тяжелый).
Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать что тяжелее, а что легче.
4. «Сухой-влажный»
Цель: сформировать тактильное восприятие песка: сухой – влажный.
• Каким стал камушек, когда мы достали его из воды? (мокрый, сырой, влажный);
Затем воспитатель дает в руки детям полотенце, чтобы вытереть камушки.
• Сейчас каким стал камушек? (сухим).
5. «Мягкий - твердый»
Цель: расширение словарного запаса (мягкий, твердый, мелкой моторики пальцев рук.
• Ребята из чего мы можем слепить шарик? (снега, глины, пластилина);
Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и предлагает помять его и скатать из него шарик.
• Теперь ребята, попробуйте скатать такие же ровные шарики из наших камушков.
Дети катают камушек между ладошек, на столе.
• Получается? Скажите, почему из пластилина можно скатать шарики, а из камушков нет? (т. к. пластилин мягкий, а камушки твердые).
6. «Эти забавные картинки» (эксперимент сопровождается классической музыкой со звуками шума моря)
Цель: развитие воображения и мелкой моторики пальцев рук.
Зато из наших камушков мы может сделать целую картину. Дети выкладывают из камушков свои картины (рожицы, домики, деревья, горы и т. д.).
Приложение № 26
Солнечный зайчик
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Приложение №27.
«Забавы жарким летом»
Цель: Обобщить знания детей о воде и песке.
Материал: вода, песок, водяные пистолеты.
Предложить детям по обливаться с пистолетов, обширно обливаться, по бегать босиком по дорожкам.
Приложение № 28
Руки станут чище, если помыть их водой".
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Приложение №29
Почему песок хорошо сыплется?
Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Игровой материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
Ход игры: Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок, и проверяют, пересыпая вещества из станина в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается виде горки с ровными краями). Таким же образом всыпают глину и определяют, одинаковые ли получилась горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыплются, прилипают друг к другу).
Приложение № 30
Что-то в коробке
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Вам понадобятся коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Приложение № 31
Надувание мыльных пузырей.
Из воронки на плоскую посуду выдуваем большой мыльный пузырь. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку (рис. 4).
Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором.
Приложение № 32
«Летающий шарик"
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.