Лейсан Хуснутдинова
Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
развивать слуховое и фонетическое восприятие, память, мышление, эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность;
воспитывать у детей через игру чувство сопереживания и ответственности.
Публикация «Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Оборудование: игровое поле с секторами, конверты с вопросами, волчок, герои мультипликационных фильмов, часы со слогами, предметные картинки, абаки по количеству детей, разрезные азбуки, карточки для выполнения звукового анализа и синтеза, схемы для анализа слов, шишки по количеству детей, призы.
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто запомнит и повторит за мной:
ра – ла – ра кошка – мошка - ложка
то – то – до оса – лиса – роса
са – ша – ша закрыть – открыть – укрыть
па – ба – па галка – палка – скалка
жа – жа – ша за – са – са
ва – фа – фа ба – па – па
II.Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру, которая называется «Что? Где? Когда?».
Соревнуются две команды: 1 – ая команда «Подсолнушки», то есть это вы; 2 – ая команда «Мультяшки» -- это ваши соперники, они будут играть против вас. Они подготовили много интересных заданий; если вы с ними справитесь, то будете получать призовые очки; если же не справитесь, то призовые очки достанутся Мультяшкам. Все понятно? Тогда начали.
III. Игры и упражнения на закрепление и развитие фонематического слуха и восприятия.
Выпал конверт № 1 против вас будит играть Ослик Иа.
Иа предлагает вам игру «Назови звук». Вы должны назвать тот звук, который я выделю в слове.
ДОМ МЕШОК ПОЛ КОРОВА
САНКИ СТРЕКОЗА РУЧКА ЖИВОТ
РЯБИНА НИТКИ БОЧКА ЗИМА
Молодцы справились с этим заданием.
Крутим волчок дальше, выпал № 2. Следующее задание вам задаст Дюймовочка. Игра называется «Какой звук заблудился?»
Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами!» (Жук)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (Дочками)
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки)
Забодал меня котел,
На него я очень зол. (Козел)
Молодцы! Играем дальше. Выпал конверт № 3. Свой вопрос задает кот Матроскин. Он предлагает вам составить слово из 1-ых звуков по картинкам и составить схемы к словам. Приступайте. (на столах у детей лежат карточки, на которых нарисованы различные предметы)
Все справились? Ну тогда крутим волчок дальше. У нас конверт № 4. Сыграть в игру «Волшебные часы» вам предлагает Слоненок.
Тик – так, тик – так
Все часы идут вот так.
Ну-ка, посмотри сейчас
И ответь который час?
Итак, вам нужно назвать слова, в которых есть следующие слоги:
ЛО (лошадь, молоток, молоко)
МА (мама, малина, Марина, Маша, машина, лама)
РО (Рома, родина, смородина, корова, ворона, воробей, сковорода)
ТА (таракан, тарелка, тапок, Таня,)
ПА (папа, паук, палец, Павел, палас)
Как вы считаете, справились вы с этим заданием или нет? Ну тогда продолжаем дальше.
IV. Пальчиковая гимнастика (проводится с шишкой)
«В лесу»
Мы по лесу шли, шли
Шишечку нашли
Покрутили, повертели
И опять гулять пошли
V. Продолжение игр и упражнений.
Следующий конверт № 5. Свой вопрос вам задаст Мартышка.
Играем в игру какой слог появился? (абаки)
КО – РА ФА – РА РО – ЗЫ РАН – КА
КО – НУ – РА ФА – НЕ – РА МО – РО – ЗЫ БА – РАН – КА
А теперь скажите какие слоги одинаковые в словах?
ВЕТ – РЫ АР – ФА КО – ЗЫ
КО – МА – РЫ ФА – РА РО – ЗЫ
Конверт № 6. Против вас играет Крошка Енот. Играем в игру «Найди братца».
Перед вами два ряда картинок. Нужно во втором ряду положить картинки так, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. (Дети по очереди называют предметы, первые звуки слов и, если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд).
VI Физкультминутка «Цветы».
Наши желтые цветы распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит лепестки колышет,
Наши желтые цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
У вас выпал конверт № 7 и к вам в гости прилетел герой мультфильма Уолта Диснея - Вжик. Он с вами поиграет в игру «Развалилось»
Бе – бе, ге – ге, мот – мот -- получился бегемот
Мо – мо – мо, тор – тор – тор – получился мотор
Те – те, ле – ле, фон – фон – получился телефон
Я – я – я, щик – щик –щик – получился ящик
Све – све, то – то, фор – фор – получился светофор
Ры – ры – ры, ба – ба – ба – получилась рыба
И остался последний конверт № 8 – против вас будет играть Буратино. Он приготовил для вас игру «Эрудиты». Я буду задавать вам несколько вопросов, ваша задача справиться с ними быстро и правильно.
Какой 1 –ый звук в слове «апельсин»?
Назови последний звук в слове «дождь»?
Назови братца зв. В?
Скажи слово «самолет» и выдели зв. Л’.
Назови цветы, в названии которых есть звук Ш (ландыш, ромашка)
Назови овощи в названии, которых есть звук Р’ (репа, редиска, перец, огурец)
VII. Итог занятия.
В какую игру мы с вами сегодня играли?
Что вам понравилось сегодня на занятии?
Какие герои к вам сегодня приходили?
За ваше усердие и старание команда «Мультяшек» награждает вас подарками