Ольга Гарриевна Матвеева
Приемы и методы активизации речи детей с алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Матвеева Ольга Гарриевна,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Приемы и методы активизации речи детей с алалией
В статье отражен практический опыт работы. Увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, в частности, детей с различными видами алалии, ставит перед специалистами вопросы совершенствования коррекционных методов и приемов работы с детьми данной категории. В статье подробно раскрываются этапы и особенности работы, приведены практические методы и приемы, используемые автором в работе над вовлечением ребенка в образовательный процесс, формированием умения концентрировать внимание на предмете, по развитию фонематического слуха, на развитие и обогащение воспринимаемой речи, расширением понимаемого словаря, развитию экспрессивной речи.
Темочки:
Мир дошкольного детства окрашен яркими и неповторимыми красками. Каждый день несет в себе что-то новое и интересное. Дети знакомятся с окружающим их миром, приобретают собственный опыт познания. Приобщаются к общечеловеческим ценностям. К сожалению, не всем детям в полном объеме доступно познание этого удивительного мира. Речь идет о детях с особыми образовательными потребностями.
По данным информационного агентства «Башинформ» на сентябрь 2019 в Башкирии после освидетельствования 2 112 детей признаны инвалидами. Причем их количество за последние пять лет выросло на 687 человек – рост на 4,3%.
Я работаю с детьми со сложным дефектом развития с 2001 года. За время моей практики в группе воспитывались и продолжают воспитываться дети с синдромом Дауна, нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением зрения, слуха, дети с РДА, СДВГ, ринолалией, эхолалией, алалией.
При первичном обследовании детей с алалией важно выявить характер нарушений. Я пытаюсь определить, насколько хорошо ребенок управляет своими речевыми органами. Для этого использую Сказку о веселом язычке: «Язычок проснулся, открыл двери и вышел погулять. Посмотрел в одну сторону, в другую сторону, посмотрел вверх, вниз и пошел домой спать!» Движения выполняем, глядя в зеркало. Если ребенок не справляется с этими действиями, проверяю, способен ли он, вообще, по заданию совершать какие-нибудь движения органами речи. Например: «Покажи, как смеешься?» Неумение пользоваться органами артикуляции говорит о моторной алалии. Чтобы ориентировочно определить сенсорную алалию, я проверяю, понимает ли ребенок простые инструкции и значения слов. Ставлю перед ребенком игрушки, прошу: «Сядь на стул. Покажи куклу, машину, мяч. Покатай куклу на машине». Все инструкции даю только в словесной форме, без указательных жестов, взглядов на предмет. Проверяю, как ребенок реагирует на звуки речи и человеческие голоса. Прошу родителей ребенка, не понимающего речь, проверить физический слух.
После тщательного мониторинга приступаем к коррекционной работе.
Я уделяю большое внимание подготовительному этапу. Для начала надо попасть в поле зрения ребенка. Зафиксировать взгляд “глаза в глаза”. Важно привлечь внимание ребенка, научить его выполнять необходимые инструкции. Проще говоря, ребенка сажаю за пустой стол. Предлагаю выполнить определенные тесты, например, заполнить матрицы Равена. Показываю образец выполнения задания. Даю инструкцию: «Собери!». Работа ведется на основе зрительного подражания с минимальным использованием речи. Основная цель на этом этапе – вовлечь ребенка в образовательный процесс, заставить концентрировать внимание на предмете. Важно, чтобы ребенок видел только тот материал, с которым работаем в данный момент. На этом этапе занятия длятся пять, шесть минут, провожу их несколько раз в течение дня. Обязательно поощрение ребенка после правильного выполненного теста.
Если у ребенка нет отрицательной реакции на шумы и звуки, уже на подготовительном этапе начинаю работу по развитию фонематического слуха на неречевом материале. Я использую сначала погремушку и бубен, затем две погремушки: красная гремит громко, зеленая тихо. Повторяем задания многократно. Затем усложняю, беру два колокольчика. Ребенок должен определить, какой колокольчик звенит, большой или маленький. Где звенит: вверху или внизу, справа или слева.
В начале работы все методы и приемы направляю на развитие и обогащение воспринимаемой речи. Занятия провожу в соответствии с лексическими темами: «Овощи. Фрукты. Части тела. Игрушки. Семья и так далее». Параллельно с расширением понимаемого словаря, веду работу по развитию экспрессивной речи в виде доступных для произношения звукоподражаний. Например, лексическая тема «Игрушки». В зависимости от уровня развития ребенка беру от одной до четырех игрушек:
- Это мяч. Покажи мяч. Дай мяч. Что это?
Затем показываю изображение мяча на картинке:
- Это мяч. И это мяч. Покажи мяч. Еще есть мяч? Покажи! Что это?
На подобных занятиях проходим три ступени: показываем предмет, проверяем понимание и усвоение нового, просим назвать предмет словом.
Люблю использовать в работе прием с личными фотографиями. Это дает хороший обучающий эффект:
- Покажи маму. Кто это? Спрячь маму! Видишь маму? КУ-КУ! Дай маме яблоко! АМ!
Даже самые неусидчивые дети обращают внимание на фотографии близких.
Это дает возможность вызывать доступные произношению ребенка первые слова: «Ма, па, на, дай, ам». Неважно, в какой форме он будет произносить слова, главное, что появилась потребность подражать. Все слова повторяем многократно, показывая предметы, картинки или действия. Важно, чтобы в речи взрослых было как можно больше конкретных значений. Ни в коем случае на данном этапе нельзя добиваться правильного произношения и тем более заниматься постановкой звуков. Я считаю, что очень важно правильно формулировать вопросы, для того чтобы вызвать словесную реакцию ребенка. Если ребенок стоит, не следует спрашивать: «Ты стоишь?» Задайте альтернативный вопрос: «Ты идешь или стоишь? Что ты делаешь?»
В своей практике я часто использую графомоторные игры, которые подразумевают возможность договаривания детьми слогов, звукоподражаний, коротких слов с опорой на наглядность:
Наш малыш кричит с утра: «Уа – уа – уа!»
Заблудились мы в лесу, закричали все: «АУ!»
Мяу – мяу! – кот пищит, у меня живот болит!
Му – му – му! – мычит корова, забодаю Таню с Вовой,
«Бом – бом, бом – бом!» - с барабаном мы идем:
«Би-би-би! – гудит машина, - не поеду без бензина!»
Если ребенок научился звукоподражанию, произнесению коротких слов - самый трудный этап, этап запуска речи прошел успешно!
На следующем этапе учу детей фразовой речи : соединяем два слова в предложение. Часто использую элементы сюжетно-ролевых игр:
- Посади Аню за стол. Аня, сядь. Кто сидит за столом? Аня хочет пить. Вот чай. Налей Ане чай. Аня пей! Что Аня делает?
Обговариваем все действия, помогаю ребенку жестами и мимикой. На данном этапе также не исправляю речь ребенка, мы радуемся успехам! Большое внимание в работе на данном этапе уделяю слоговому ряду. Мне кажется, что детям легче научиться произносить слова из двух, трех слогов, если прохлопывать эти слоги, выкладывать палочки, камушки по количеству слогов. Считаю этап построения двусоставного предложения переломным: речь у одних развивается быстро, у других приобретает затяжной характер, думаю, все зависит от уровня интеллектуального развития. Начиная с этого этапа, методы и приемы работы теперь близки с методами работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Для активизации речевого развития я использую приемы кинезиологических упражнений. Эти упражнения стимулируют речевые зоны головного мозга, запускают речь, развивают межполушарное взаимодействие. Опираясь на основные принципы кинезиологии, я разработала свои игры и упражнения, которые стимулируют речевые зоны головного мозга. Игры на перекрестные движения: правой рукой заполняем предметы слева, левой рукой – справа. Конечно, требуется определенное время для усвоения подобных игр. Часто начинаем их освоение - «рука в руке», я работаю рукой ребенка. С учетом лексических тем, я использую эти авторские игры, усложняя задачу: развивая и сенсорные навыки. Что очень важно для детей с алалией. Эти, казалось бы, простые игры решают множество задач: формируются пространственные представления, сенсорные навыки, развиваются межполушарные взаимодействия, стимулируются речевые центры.
Для успешной работы по преодолению сложных нарушений при алалии необходимо активное участие родителей! Провожу для них обучающие игровые тренинги, индивидуальные беседы, консультации, приглашаю на занятия.
Я считаю, что ранняя диагностика, медикаментозное лечение, комплексная коррекционная работа, которая подразумевает тесное взаимодействие дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей, помогут детям добиться значительных результатов.