Татьяна Тукиш
Прием «Толстые» и «Тонкие» вопросы на занятии с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Еще один прием технологии критического мышления - прием «Тонкие и толстые вопросы». Прием довольно простой, но интересный, эффективный.
Начиная новую лексическую тему обязательно спрашиваю у детей о том, что им интересно будет узнать по данной теме. Не всегда дети знают, что ответить. Потому и пользуюсь вопросами.
Предлагаю ответить на так называемые тонкие вопросы. В старшей группе, особенно в начале года задаю вопросы сама. Потом постепенно приучаю детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Так, при чтении сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» в самом начале задаю только «тонкие» вопросы :
1. Кто главный герой произведения?
2. Что случилось со стариком, когда он пошел ловить рыбу?
3. Когда это случилось?
3. Может деду не стоило рассказывать старухе о том, что он поймал Золотую рыбку?
4. Мог ли дед сам попросить у рыбки награду?
5. Нужно ли было старику ходить к морю, когда его посылала старуха?
6. Согласны ли вы, что дед поступал правильно? И другие вопросы.
Когда дети хорошо будут знать сказку, перехожу к «толстым» вопросам.
1. Дайте объяснение, почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
2. Почему вы думаете, что дед послушно ходил к рыбке, хотя ему это не нравилось?
3. Почему вы считаете, что старуха была злая, жадная, корыстная?
4. В чем разница между морем в начале и в конце сказки?
5. Предположите, что было бы, если бы рыбка исполнила последнее желание старухи?
6. Предположите, что было бы, если бы старик ослушался старуху первый раз, второй раз, третий раз?
В конце старшей группы и, конечно, в подготовительной дети сами задают вопросы. Они уже то умеют. Причем группа, как правило, делится на тех, которые умеет и любит задавать «тонкие» вопросы и тех, кто умеет и любит задавать «толстые» вопросы».
Что дает тот прием детям? Прежде всего развивается умение задавать вопросы и отвечать на них а значит развивается интеллект ребенка.
Дети учатся вести дискуссию, они отстаивают свое мнение, приводят аргументы. Самое интересное то, что с помощью таких вопросов быстрее осваивается и запоминается текст произведения, легче понимаются сложные произведения. И развивается речь, что очень важно для детей с ОНР.