Прудникова Екатерина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Причины возникновения дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины возникновения дисграфии
Детям дошкольного возраста бывает трудно называть звуки речи. Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова (на буквы, так как зрительный ряд ребёнок воспринимает острее, чем звуковой. Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов.
Чаще всего неспособность к письму (дисграфия) обусловлена тем, что у дошкольника недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонематическим недоразвитием речи (ФН) или фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН).
Специфика детей с ФН и ФФН речи заключается в следующем: ребёнок плохо различает и узнает фонемы в звуковой структуре слова, не представляет себе звукового и слогового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка (звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза, ударение и интонация, с трудом овладевает навыками языкового анализа и синтеза, необходимыми для формирования полноценных процессов письма и чтения.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки стойкого характера проявления, не связанные с применением орфографических правил русского языка.
Примеры таких ошибок:
1. пропуск гласных и согласных букв (день - днь, между - межу);
2. перестановка букв, лишние буквы (лужа - нулжа);
3. пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - дожке, тишина - тишинына);
4. замены гласных в ударном положении (задача - задоча);
5. замены йотированных гласных (идёт - идют, посёлок - посялок);
6. замены согласных:
свистящих - шипящих (золотистый - жолотистый);
парных по звонкости - глухости (картофель – картовель, дупло - тубло);
сонорных (ржи - лжи, мебель - небель);
аффрикатов (птицы - птичы, цветы - чветы);
7. обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - крюгoм, люди - луди);
8. обозначение мягкости при помощи "Ь" (васильки - василки, большие - болшие);
9. недописывание слов (мышка — мышк);
10. замены слов, искажение слов (мишка - книжка, лепечут - требпечут);
11. раздельное написание приставок и слитное написание слов, предлогов (по лицу - полицу, столбом – с толбом)
У детей с ФН и ФФН речи может быть нарушено и чтение, т. к. между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны.
Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:
1. пропуск букв, слогов, предлогов;
2. замена и перестановка букв, слогов;
3."застревание" на какой-либо букве, слоге, слове;
4. недочитывание окончаний слов;
5. искажение слов;
6. добавление лишних букв, слогов и даже слов;
7. "угадывание" слов.
Все рассмотренные выше ошибки являются проявлением дисграфии и дислексии, обусловленной недостаточной сформированностью у школьников фонетико-фонематических процессов.
Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на письме и при чтении сочетается с искаженным произношением звуков (ФФН, у других – нет (ФН). Второе встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребёнка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. Незначительные же, на их взгляд, искажения слов (например: вместо слова мебель ребёнок говорит небель и пр.) не воспринимаются всерьез. И даже когда у таких детей на письме появляются специфические ошибки, родители и учителя часто связывают их с невнимательностью и отвлекаемостью ребенка на уроке, с плохим поведением и небрежным отношением к учебе. А иногда родители обвиняют учителей в недостаточном внимании последних к своему ребенку.
В связи с этим, учителя начинают дополнительно заниматься с такими детьми, а слова с ошибками "не на правила" заставляют прописывать несколько раз, переписывать целиком предложения и даже тексты. Но результаты такой работы незначительны, и специфические ошибки вновь и вновь появляются в письменных работах учащихся. Все это приводит к тому, что такие дети попадают на консультацию к логопеду лишь во втором и третьем классе, когда ошибки "не на правила" имеют уже более стойкий и системный характер, а, следовательно, и преодолевать их приходится значительно дольше и труднее.