Лунд Любовь Ильинична
Причины дезадаптации ребенка дошкольного возраста в социуме
▼ Скачать + Заказать документы
Причины дезадаптации ребенка дошкольного возраста в социуме (коллективе)
МАДОУ «Детский сад № 48»
Педагог – психолог Лунд Л. И.
г. Северск, Томская область
Ребенок-дошкольник только обучается взаимодействию с окружающим. Он обучается взаимодействовать друг с другом, обучается нравственным и культурным навыкам, которые в дальнейшем окажут основное влияние на успешную адаптацию в социуме. Для ребенка важным являются взаимоотношения в детском коллективе. Причиной дезадаптации ребенка в детском коллективе может послужить следующие:
Публикация «Причины дезадаптации ребенка дошкольного возраста в социуме» размещена в разделах
• здоровье; (психическое, физическое) (наследственность, роды)
• система воспитания
• семейные отношения
В народе говорят: «У здорового семя - здоровое племя». Если у родителей проблемы со здоровьем, вряд ли будущему ребенку удастся избежать их.
Здоровье ребенка закладывается до появления его на свет. Многие женщины курят даже во время беременности, употребляют спиртное. Можно представить, каково малышу находиться в утробе такой матери. Рождаются дети недоношенными, с критическим весом (700 - 1600, с ППЦНС. Неопатологи выхаживают таких детей, но в детское учреждение он поступит, скорее всего, не с первой группой здоровья. Самой природой продиктовано, что женщина, которая должна выносить плод, необходимо иметь широкие бедра, а чтобы вскормить дитя - хорошую грудь. Но вспомните, что с глянцевых журналов и с экранов телевизоров десятилетиями навязывали нам, 90-60-90 является эталоном красоты. Стремление соответствовать этим идеалам внесли свои далеко не лучшие результаты в сознание молодых девушек и женщин. Из литературы, кинофильмов можно много привести примеров о том, что раньше женщины легче рожали (нередко дома, в поле). Цивилизация и комфортные условия тоже способствовали тому, что родовая деятельность у женщин ослабла (туалет). Закаливание, работа мышц ног и малого таза способствовали формированию эластичных, упругих родовых путей. Продвигаясь по родовым путям, ребенок приобретает опыт, который ему будет необходим при вхождении в мир. Все перечисленные факторы не могут не сказаться на родовой деятельности, поэтому акушеры применяют родовспоможение. Проходя по родовым путям, с чьей- либо помощью ребенок не приобретает того опыта, который подготавливает его к жизни.
В настоящее время все чаще дети рождаются с пограничными состояниями, или приобретают психические расстройства (Ранний детский аутизм, задержка психического развития, малая мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания, гиперактивность, импульсивность, агрессия, тревожность, и др.). Как правило, родители таких детей не хотят обращаться к специалистам, и всячески проявляют массу сопротивлений, отказываясь от посещения ПМПК, посещения детского психиатра, психолога. Даже при правильном педагогическом подходе испытывают большие трудности при адаптации в социуме и детском коллективе. В то же время другие дети, которые окружают такого ребенка, могут получать негативное влияние и перенимать форму поведения. Например, у малыша, страдающего аутизмом, происходит взрыв агрессии, другие дети могут перенять эту форму поведения, хотя это им и не свойственно.
Физически дети не готовы к восприятию инклюзивного образования. Хочется спросить, готовы ли к этому мы, взрослые?
Система воспитания – это система воздействий, мер поощрений и порицаний ребенка. Какое влияние система может оказать на адаптацию? Ребенку трудно и не всегда понятно, как нужно себя вести, если нет единых требований в системе воспитания. Если один из взрослых требует от ребенка выполнения просьбы с первого раза, а другой монотонно повторяет несколько раз. Ребенок быстро улавливает, и папину просьбу выполняет сразу, а маму может своим непослушанием довести до «белого колена». А к чему может привести гиперапека, гипоапека?
Когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению нравственных норм. В таком случае неизбежно возникает детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии и грозящий превратиться впоследствии в гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка вовсе не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка. Если родители в воспитании используют чрезмерные наказания, то нет гарантии в том, что, у ребенка не будет проблем с поведением в детском коллективе. Каждый из присутствующих может привести пример, когда родителей удивляет, какое – либо замечание или вопрос о поведении ребенка в коллективе. Родитель утверждает, что дома проблем с поведением нет. В действительности это возможно. Чрезмерная строгость родителей не позволяет ребенку «выплескивать» накопившиеся эмоции, ребенок понимает, что за этим последует строгий окрик отца. А в детском коллективе можно это позволить, ведь за это воспитатель может сделать только замечание.
При психическом насилии, когда ребенка словесно уничтожают, изолируют, лгут, угрожают, в его организме происходит патологические изменения. Такие дети агрессивны, плохо спят, страдают энурезом, проявляют беспокойство, не умеют контактировать со сверстниками. По данным многих исследований причиной плохого обращения родителей с детьми является то, что они сами в детстве подвергались такому же обращению.
Ребенку важно чувствовать, что его понимают и принимают таким, каков он есть.
Наблюдения показывают, что не все взрослые ориентируются в вопросах по предупреждению и устранению дезодаптации, возникающую в результате разнообразных причин. Когда в группе оказываются несколько детей с подобными проявлениями, то они способствуют перевозбуждению группы. Такие дети часто не слышат с первого раза, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании. Толкнуть, обидеть, обозвать это своего рода их «норма» поведения и они не испытывают чувство вины. Некоторые из них легко дают разного рода обещания, тут же забывая о них, часто веселы, беспечны, и неугомонны. Из своей практики могу привести пример, когда воспитатели умело, контактируют с такими детьми. Дети чувствуют, что их понимают, что с ними считаются. Это в свою очередь, способствует сохранению баланса их взаимоотношений.
Семейные отношения – это тот образец взаимодействия взрослых, которые ребенок наблюдает и в дальнейшем воспроизводит. Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Для мужчин, да и женщин все большее значение приобретает работа, потому что многие родители вынуждены трудиться на двух работах, чтобы прокормить семью. Хотят добиться успеха в профессиональной деятельности, стремятся к достатку. У большинства родителей не остается ни физических, ни моральных сил на воспитание собственных детей.
Вопросы, с которыми родители обращаются ко мне, как психологу за консультацией, позволяют утверждать, что институт семьи продолжает разрушаться (много матерей воспитывающих детей без мужа, не у всех складываются отношения с родителями, алкоголизм, наркомания и т. д.) К сожалению, приходилось участвовать в судебном процессе, где родители отстаивали право проживания ребенка с одним из родителей. Каждый «тянул одеяло на себя», очерняя друг друга в присутствии ребенка. Можно обвинять таких родителей, но только ли они виновны в этом? Пора признать тот факт, что не одно поколение воспитывается и живет без идеалов. Повторяюсь, но не могу не отметить, что СМИ продолжает насаждать с экранов телевизоров жестокость, насилие, безответственность. Многие родители просто вынуждены заниматься «зарабатыванием» денег, так как дорожают платежи за ЖКХ, медицина становится платной, обучение тоже стоит денег. Получается, что недостаточно объявить очередной год «Годом семьи» или «Годом педагога и наставника». Нужны кардинальные изменения, чтобы поднять статус семьи. Необходимо восстановить в общественном сознании традиционную ценность брака, семьи, престижа материнства и отцовства. Государство должно формировать систему социально – педагогической и духовно – нравственной поддержки семейного воспитания. Утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028, которая предусматривает значительные изменения в деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОУ). С оптимизмом надеюсь, что эти изменения дадут положительный результат.
Литература
1. А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей. Творческий Центр. Москва 2004г.
2. М. А. Панфилова. Игротерапия общения. «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
3. Е. А. Нечипорюк. Г. Д. Посевина. Диагностика в детском саду. РОСТОВ-НА-ДОНУ Феникс 2003г.
4. Научно-практический журнал «Психолог в детском саду» № 1, 2019г.