Наталья Нагорная
Значение подвижных игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Тема: «Значение подвижных игр для дошкольников»
МБДОУ детский сад №26
Воспитатель Нагорная Наталья Евгеньевна
СЛАЙД 2
Подвижная игра - это сложная эмоционально-окрашенная двигательная деятельность, обусловленная правилами (А. В. Кенеман).
Публикация «Значение подвижных игр для дошкольников» размещена в разделах
Подвижная игра оказывает всесторонне влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает: усиление всех жизненно-важных функций, обменных реакций.
Педагогическая игра служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.
В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.
Подвижная игра наиболее характерна для детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы норме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижные игры многообразными моментами веселой неожиданности особо благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.
СЛАЙД 3
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
СЛАЙД 4
Подвижные игры направлены, по своей сути, на развитие физических качеств, таких как ловкость, координация и прочее, и сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
СЛАЙД 5
Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:
1. По возрасту;
2. По содержанию;
3. По преобладающему виду движений;
4. По физическим качествам;
5. По видам спорта;
6. По признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
7. По сюжету (сюжетные и бессюжетные);
8. По организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
9. По подвижности;
10. По сезону (летние и зимние);
11. По месту занятий;
12. По способу организации играющих: командные и некомандные.
Отличают элементарные подвижные игры (игры с правилами) и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
СЛАЙД 6
Педагогические условия - целенаправленный комплекс мероприятий, создаваемый педагогом, способствующий развитию физического воспитания.
Условия организации и проведения подвижных игр в ДОУ
Условие 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах постепенно вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков.
Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.
Условие 2. Оборудование и оснащение игровой площади
Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т. п.).
Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх - турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Оборудование должно быть надежно закреплено. Поверхность не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов.
Условие 3. Соблюдение детьми правил игры
Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.
Условие 4. Педагогически грамотное распределение ролей
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т. п.
При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.
Условие 5. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.
Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры.
Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений.
Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков, выиграть.
Условие 6. Создание ситуации успеха
Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т. е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т. к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.
Условие 7. Проведение с детьми беседы о восприятии победы и поражения
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.
Исходя из того, что дети будут сильно стремиться выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть!».
СЛАЙД 7
Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании детей представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми, лыжным и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.
Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у детей умение экономно выполнять их. Надо приучать их использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных условиях.
СЛАЙД 8
Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев.
При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности дошкольников, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональные возможности организма.
Подвижные игры оказывают положительное влияние на нервную систему дошкольников. Для этого педагог обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у детей положительные эмоции. Плохая организация игры приводит к появлению отрицательных эмоций, нарушению нормального течения нервных процессов и возникновению стрессовых ситуаций.
Строгие и четкие правила в подвижных играх способствуют упорядочиванию взаимодействия участников и устраняют излишнее возбуждение.
СЛАЙД 9
Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: дети становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.
СЛАЙД 10
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
СЛАЙД 11
Вывод:
Игра - тот вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки и умения, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
СЛАЙД 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!