Зульфия Соколова
Презентация «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2 : Что же такое воспитание, уважаемые воспитатели?
В педагогической среде термин «воспитание» - это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения.
Публикация «Презентация „Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников“» размещена в разделах
Художественное воспитание неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Связь эта диалектична. Если эстетическое воспитание – это формирование отношения человека к своей действительности, и понятие это очень широкое: в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. То художественное воспитание – это становление отношения к искусству, как носителю высшей эстетической ценности, воспитание любви к искусству, понимания его высокого смысла.
Таким образом, художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста - это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию. И начинается оно с первых лет жизни ребенка.
Слайд 3: Средствами художественно-эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся: эстетика быта, произведения искусства, природа, продуктивная деятельность, самостоятельная художественная деятельность, праздники.
Слайд 4. Эстетика быта
Это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Поэтому с первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая обстановка (совсем не обязательно дорогая, яркая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Вы наверняка замечаете, если среди чашек или тарелок (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе, или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты.
Эстетическое воспитание невозможно без овладения детьми элементарными нормами поведения, которые впоследствии позволяют подвести к более глубоким нравственным переживаниям. Поэтому учим детей здороваться со всеми по-разному, приходя в детский сад, обсуждаем формы приветствия – прощания и поощряем попытки детей вносить разные приветственные обращения (доброе утро, привет, рад видеть тебя и т. д.)
Таким образом, если обстановка эстетична, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Слайд 5
2. Произведения искусства
В дошкольном учреждении используются как:
- составляющая содержания образования: на занятиях дошкольников знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, художниками, музыкантами, писателями, поэтами в их произведениях. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
- искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи, графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации, малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева, произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.).
– искусство (в том числе народное) включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа и приобщается к его культуре. Этому способствует рассматривание произведений декоративно – прикладного искусства, слушание произведений народной музыки. При этом воспитывается уважение к своему народу, труду народных мастеров, гордость за их талант и труд.
Слайд 6:
3. Природа
Природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. Ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рисунках.
Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой. Взрослым следует обращать внимание ребенка на красоту и гармоничность природы. Например, идя по скверу обратить внимание как красивы и необычны деревья в нем, как щебечут птицы. Очень важно замечать все вместе с ребенком. Организация наблюдений на прогулке: за деревьями, цветами, животными, птицами и т. д. дает детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга.
Слайд 7
Растение, выращенное своими руками, оставит у ребенка прекрасные впечатления на всю жизнь.
В нашей группе огород на окне стал уже традицией. Детки с удовольствием принимают участие в его посадке, ухаживают за ним, наблюдают и радуются, когда видят первые всходы…. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее.
Слайд 8
4. Продуктивная деятельность
Особая роль в художественно - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится продуктивной деятельности. Она формирует представление о прекрасном, обучает навыкам художественно-творческой деятельности. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, а так же создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды продуктивной деятельности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Очень важно у детей дошкольного возраста воспитывать художественный вкус и творческие способности.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. Рисуя, конструируя, лепя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И всё это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Слайд 9
5. Самостоятельная художественная деятельность детей.
Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эстетического воспитания дошкольников и обладает большими возможностями для осуществления многих задач и развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии различных видов художественной деятельности : художественно-изобразительной, театрально-игровой, музыкальной, литературной.
В свободное от занятий время дети любят не только полистать и посмотреть картинки в книжках, но и процитировать известные им произведения своим друзьям; рисовать карандашами, мелками, красками, появляются попытки самостоятельного переноса приобретенного на занятиях умения к самостоятельной творческой инициативе.
В процессе самостоятельной художественной деятельности дети реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.
Слайд 10
Большое внимание уделяется в нашей группе ряжению. Дети с удовольствием примеряют костюмы представителей разных профессий (врача, парикмахера, полицейского, переодеваются в сказочных героев. Стеснительных детей это расковывает, стимулирует к проявлению инициативы в участии театрализованной постановки.
Слайд 11
6. Праздники
С ними связаны яркие эстетические переживания детей. Подготовка к празднику, формируют особое настроение.
Основное в празднике – идея, оформление в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове.
С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании конечно привлекаются и родители детей, что придает им эмоциональную теплоту.
Слайд 12
Конечно, ведущее место в осуществлении художественно-эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи.
Наши родители прислушиваются к нашим беседам, рекомендациям, советам. С удовольствием делятся впечатлениями и фото от совместных поездок с детьми в музеи, парки, храмы. Семья Виноградовых в Костромской слободе, посетили с детьми этнический музей, храм, экопарк с ручными животными.
Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач художественно-эстетического воспитания. И именно установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Слайд 13
Значение художественно-эстетического воспитания дошкольников велико. Его результатом является художественно-эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое, умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Уже изначально по своей природе дети – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющиеся у него индивидуальные способности и творческий потенциал.
Осуществляя художественно-эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, мы (воспитатели и семья) закладываем основы будущего духовного богатства человека.
Слайд 14
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически» Фридрих Шиллер (немецкий поэт, драматург и философ-эстетик).