портнягина лариса
Методическая разработка «Знакомство с профессиями»
▼ Скачать + Заказать документы
(2 слайд) Свою презентацию хочу начать с детской считалки: «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…» Раньше было мало профессий, все помещались на одном крыльце, сейчас же количество профессий растет в геометрической прогрессии. Зачастую даже педагоги не владеют знаниями об особенностях некоторых профессий родителей воспитанников.
Публикация «Методическая разработка „Знакомство с профессиями“» размещена в разделах
(3 слайд) Для дошкольников профессии - это захватывающий мир, полный открытий и приключений. В детском саду знакомство с разнообразными профессиями не только расширяет кругозор ребенка, но и способствует развитию его социальных навыков, воображения и творческих способностей.
(4 слайд) Цель воспитательной и образовательной работы с дошкольниками по ознакомлению детей с профессиями: сформировать у детей представления о значимости, уникальности профессий, ценностное отношение к результатам труда.
(5 слайд) Основные формы организации работы по ознакомлению дошкольников с профессиями:
Сюжетно - ролевые игры
Дети уже с младшей группы примеряют на себя роли врачей, учителей, пожарных, полицейских и других профессионалов, что помогает им понять особенности каждой профессии и развивает их социальные и коммуникативные навыки.
Познавательные беседы о профессиях помогают детям лучше понять мир профессий, их значение и разнообразие.
Экскурсии с малышами проходят по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и другими. Со старшими детьми экскурсии могут проходить вне стен детского сада (библиотека, театр).
В старшем возрасте дети уже способны к более сложному восприятию информации и могут осмысливать роль профессий в обществе.
Знакомство с профессиями старших дошкольников проходит через образовательные проекты, экскурсии и встречи, игры на развитие навыков.
(6,7 слайд) В нашей группе уже со среднего возраста вместе с родителями и детьми стали совершать экскурсии, направленные на ознакомление с новыми профессиями. Так была организована экскурсия в библиотеку, где дети познакомились с работой библиотекаря и устройством библиотеки. Для детей была проведена экскурсия по библиотеке, рассказано о деятельности работников библиотеки, проведены веселые игры и театральные миниатюры с участием родителей. Ребята задавали много вопросов, а затем нарисовали рисунки о профессии библиотекарь.
(8,9 слайд) Знакомство с театром, его устройством и театральными профессиями закончилось походом в театр Народной драмы на спектакль «Василиса прекрасная».
(10 слайд) В конце средней группы в процессе бесед о профессиях выяснилась проблема: большинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Мой папа работает на железной дороге», но что делают родители на работе, как называется их профессия, рассказать затруднялись.
На родительском собрании вместе с родителями составили план знакомства с профессиями.
Наметили, с какими профессиями можно познакомить детей в старшей группе, а с какими на следующий год, в подготовительной, учитывая возрастные особенности детей.
В старшей группе запланировали встречи с интересными людьми в ДОУ и вне его:
• с членами семей воспитанников,
• сотрудниками детского сада (повар, медик, логопед);
• со спортсменами, детскими писателями
• субботние встречи (экскурсии в библиотеку, театр, детскую железную дорогу)
(11 слайд) Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей чаще всего проходят в группе. Чтобы встреча получилась интересной и эффективной, проводим предварительную работу.
-подбираем литературу, дидактические игры по профессии;
- организуем подходящую среду по согласованию с родителями.
С детьми читаем тематическую литературу, рассматриваем иллюстрации, проводим дидактические игры.
С родителями определяемся с целью предстоящей встречи, обговариваем план выступления с учётом возраста, чтобы материал был доступен для детей. Советуемся, в какой форме провести мероприятие.
(слайд 12) Алгоритм проведения встречи:
• во время встречи роль ведущего воспитатель берёт на себя;
• представление детям интересного человека;
• представление детей группы;
• рассказ интересного человека;
• вопросы детей;
• совместная деятельность;
• благодарность и вручение подарков;
• приглашение на последующую встречу;
Для того чтобы иметь возможность вернуться к предыдущей встрече, вспомнить, обменяться впечатлениями, мы в группе начали создавать альбом «Встречи с интересными людьми» (куда помещаем фотографии, рисунки детей, совместный рассказ о встрече)
(слайд 13) Алгоритм знакомства воспитанников с профессиями: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза для общества.
(14,15,16 слайд) Знакомство с профессией врача отоларинголога прошло в форме «круглого стола». Мама Кости рассказала о своей профессии врача отолоринголога. Загадывала загадки, рассказывала об инструментах, которыми пользуется. Дети задавали много вопросов, рассматривали инструменты, использовали их в игре «На приёме у врача».
В результате встречи закрепили представления: врач прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке.
(17,18 слайд) Знакомство с профессией слесарь – сборщик летательных аппаратов прошло в форме брифинга. Папа Маши, работник авиационного завода – постарался объяснить сложную информацию для детей простым и доступным языком. Предварительно, с детьми мы познакомились с различным воздушным транспортом. Выяснили, какие профессии связаны с самолётами. Закрепили эти знания в дидактических играх «Кому, что нужно для работы?», «Виды самолётов».
Папа Маши приготовил для встречи с детьми снимки, схемы самолётов которые выпускают на нашем авиационном заводе, презентацию – виртуальную экскурсию в цеха завода, где собирают самолёты; видеоролик «Высший пилотаж», о возможностях самолётов и профессионализме лётчиков.
Дети с увлечением слушали, задавали вопросы, просили показать ещё раз заинтересовавшие их кадры презентации. Были вопросы и о форме работника, зачем так много карманов, замочков, что именно делает в цехе, какими инструментами пользуется.
(19 слайд) Реализуемая мною форма взаимодействия детского сада и семьи - «Встреча с интересными людьми» - оказалась наиболее эффективной для расширения знаний дошкольников о профессиях родителей. Данная работа в группе запланирована на два года.
Старшая группа. Знакомство с профессиями: врач – отоларинголог, слесарь - сборщик летательных аппаратов, поездной диспетчер, сотрудник МВД,
Подготовительная группа: иркутский детский писатель – Е. М. Хохряков, бухгалтер, юрист, программист, строитель.
(20 слайд) Результативность со стороны родителей. Изменилось отношение к жизни группы. Родители стали проявлять искренний интерес к воспитательно-образовательному процессу, принимать активное участие в жизни группы. Повышение педагогической грамотности семьи
(21 слайд) Результативность со стороны детей.
У детей сформированы представления о ряде профессий, об их отличительных особенностях.
Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают познавательную и игровую деятельность старших дошкольников, обогащают словарный запас, развивают связную речь.
В результате проводимой работы, дети стали узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», обогатили коммуникативные навыки, расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них ранее профессиями.