Евгения Верещагина
Презентация углубленной работы: «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник изодеятельности»
Добрый день! Тема моей углубленной работы :
«Развитие мелкой моторики рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники рисования»
Автор работы :
Верещагина Е. А. воспитатель МБДОУ № 2 «Улыбка»
Публикация «Презентация углубленной работы: „Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник изодеятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В нашу группу поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения) и речи.
Работа с детьми в нашей группе ведется по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики руки ребенка. Ведь зачастую дети не могут выделить один из пальчиков, захватить мелкие предметы и сыпучие материалы и др. Опробуя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии мелкой моторики.
Обучение детей изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник, я рассматриваю как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.
Также работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом.
Учитывая выше сказанное, я ставлю следующие цели и задачи.
Цель:
Способствовать коррекции и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники изобразительной деятельности
Задачи:
1. Научить детей захватывать предметы с учетом их свойств и величины разными типами хватания
2. Формировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, выделять каждый палец в отдельности
3. Обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца
В основном, мною используются следующие нетрадиционные техники :
• Рисование пальчиками,
• Рисование ладошкой,
• Рисование ватными палочками;
• Аппликация сыпучими материалами (солью, манкой, песком);
• Выкладывание крупами и семечками на пластилине.
Хотелось бы рассказать немного о каждой из них.
• Рисование пальчиками
Ребенок опускает пальчик в гуашь или набирает пальчиковую краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
• Рисование ладошкой
Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы, руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
• Аппликация сыпучими материалами (солью, манкой, песком)
Заранее подготовить рисунок на картоне. Ребенок обводит контур рисунка, его часть клеем ПВА или клестером. Пока клей не высох засыпаем его сыпучим материалом. Затем рисунок переворачиваем, ссыпая лишнюю соль, манку и тд.
• Выкладывание крупами и семечками на пластилине
Заранее размазать пластилин по картону. Ребенок выкладывает крупу, семечки по контуру простого предмета или по замыслу.
Для успешной коррекционной работы, я провожу обследование детей с целью выявления развития мелкой моторики рук. Мониторинг я составила на основе программы Екжановой Е. А. и Стребелевой Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» по разделу «Обучение грамоте» 1,2 и 3 года обучения.
Затем я составляю перспективный тематический план использования нетрадиционных техник на один год обучения. При составлении плана учитываются индивидуальные особенности и возможности детей данной группы. Тематический план разрабатывается на основе различных методик, техник и программ.
Сейчас я расскажу о некоторых авторских разработках и журналах, используемых в работе.
• Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой
• Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. Г. Н. Давыдова (описание техник, разработка конспектов, планирование)
• Г. Н. Давыдова Пластилинография (конспекты занятий, основа которых- нетрадиционная работа с пластилином)
• Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Л. И. Лыковой
(формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей) Программа «Цветные ладошки» содержит полный курс занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп (задачи, планирование, конспекты занятий) .
• Журнал «Цветной мир». Специализированный журнал для воспитателей, педагогов дополнительного образования, преподавателей изостудий. В нем представлены новые концепции, технологии, передовой опыт, дизайн-проекты детского сада.
И в завершении хотелось бы сказать, что итог и результаты работы можно отслеживать в приемной нашей группы.