Надежда Алпатьева
Творческая деятельность с использованием «бросового материала» (спичечные коробки) как условие социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игр из бросового материала (спичечных коробков).
«Познание начинается с того, что обыденно».
Платон.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Задача педагога – развитие познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать ее, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Публикация «Творческая деятельность с использованием „бросового материала“ (спичечные коробки) как условие социализации детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки и игры из спичек и спичечных коробков
- Поделки из бросового материала
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Спички детям не игрушка
- Темочки
В познавательно-практической деятельности не только проявляются, но и развиваются психика ребенка, детская любознательность, пытливость ума, сенсорика, формируется активное отношение к окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса. Важный результат этой деятельности - знания.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности.
«Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть». А. С. Макаренко
Игра – это главное занятие ребёнка. Игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Игрушки – её атрибуты. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры. Стараться, чтобы игры были содержательны, интересны, наполняли жизнь детей радостью и деятельностью, развивали их всесторонне.
Игра– самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.
Работая в детском саду, заметила, что дети проявляют большой интерес к играм с нетрадиционными материалами. Нетрадиционные материалы заключают в себе огромные возможности для обучения и развития детей. Они способствуют развитию мелкой моторики, глазомера, тактильного восприятия, цветоощущения, чувство формы, снятию эмоционального, психологического напряжения, развитию мышления, развитию зрительно-моторной координации.
Игровые пособия используются педагогами как средство обучения и воспитания, по зволяют детям развивать наблюдательность, творческие способности, любознательность, самостоятельность. Учитывая тот факт, что дидактические, развивающие игры направлены, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что их польза зависит от того, сколько радости их решение приносит ребенку. Мы учим ребенка играть в самые разные игры. Стараемся, чтобы игры были содержательны, интересны, наполняли жизнь детей радостью и деятельностью, развивали их всесторонне.
Работая в детском саду, заметила, что дети проявляют большой интерес к играм с нетрадиционными материалами. Нетрадиционные материалы заключают в себе огромные возможности для обучения и развития детей.
В своей работе я стала использовать бросовый материал : пробки от бутылок, прищепки, пуговицы, кейсы от киндер сюрпризов, крупы.
«Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.» О. Шлосс
Мы, воспитатели, народ творческий, поэтому постоянно пытаемся найти каждому бросовому материалу интересное применение.
Но больше всего меня заинтересовала идея использования спичечных коробков. Спичечные коробки — отличный материал для изготовления разных игр и источник идей и простор фантазии для детей и взрослых. Оказалось, что из них можно сделать такие познавательные дидактические игры, пособия, такую красоту, которая точно не оставит равнодушными ни дошколят, ни их родителей, ни педагогов, работающих в дошкольном учреждении. Пустой спичечный коробок для ребенка может оказаться настоящим сокровищем, а для взрослого — бесконечным источником идей для совместного творчества. Игры, сделанные своими руками из бросового материала, в частности из спичечных коробков, полезны в работе с детьми воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Можно использовать в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, как часть непосредственно организованной образовательной деятельности, а также при самостоятельной игровой деятельности детей.
Свою деятельность по использованию дидактических игр и пособий из спичечных коробков я начала с изучения литературы. Это Давыдова Г. Н. «Поделки из спичечных коробков», Г. Н. Давыдова «Поделки из бросового материала»; Сергей Пимушкин - автор книг о поделках из спичечных коробков и другого бросового материала; М. И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей», интернет ресурсы, методические разработки коллег.
Работая в младшей группе, изготовила такие познавательные игры: «Кто, что ест», «Кто, где живет», «Голоса животных», «Кого не стало»,
«Найди по цвету», «Найди пару» (геометрические фигуры, пазлы и разрезные картинки на спичечных коробках, др.
В средней группе - дополнила новыми играми : «У кого какие следы»,
«Найди половинки» (овощи, фрукты, «Животные, детёныши и их питание», «Подбери фигуру», «Эмоции», «Какая сегодня погода?» и др. Для старших детей изготовила такие игры и пособия: «Пенал геометрических фигур», «Найди картинку»(гласные звуки, «Волшебство красок» (приемы смешивания красок, «Засели домик» (счет, «Назови и сосчитай», «Дом» (предметы дома, «Отгадай, чья одежда», «Деревья и плоды», «Профессии», «Лыжи» (для развития моторики, «Подбери наряд» и др.
Границы использования дидактических игр из коробков зависят только от уровня фантазии самого педагога. А еще они не только интересны и необычны, но и практичны:
1) Они придают объём картинке, что облегчает захват.
2) Ими интересно манипулировать, они создают ощущение поиска и сюрприза.
3) Достаточно обтянуть скотчем и рисунок будет сохранен. Если малыш сминает коробочки, можно заменить на брусочки по размерам.
4) Необязательно распечатывать все картинки. Внутренние можно заменить мелкими предметами, магнитами, камушками.
Спичечный коробок можно назвать волшебным. Волшебным — потому что из такой маленькой и незатейливой вещи, как спичечный коробок, получаются миниатюрные чудесные штучки, с которыми ребенку не будет хотеться расставаться и носить их везде с собой — в кармане брюк или курточки, в рюкзаке или сумочке, чтобы в любой момент можно было достать и проверить — как там поживает птичка, которая поселилась в мини-скворечнике, или узнать по компасу, куда же дальше отправиться на прогулке? Лишний раз полюбоваться на сокровища из бусинок и пуговиц или показать друзьям крошечный городок чародеев, который уместился в такой маленькой-прималенькой спичечной коробке.
Идеей создания развивающих игр и пособий, поделок из спичечных коробков для детей я, конечно, поделилась с родителями.
Ведь совместное времяпровождение не только полезно отразиться на ребенке, но и сблизит его с родителями. Спичечные коробки очень практичны и удобны к применению. Они не требуют дополнительных инструментов, так как выполнены из простого картона. Поэтому для создания маленьких шедевров понадобятся только клей, ножницы, цветная бумага и карандаши для украшения. Идея создания поделок из спичечных коробков для детей приходит на ум многим родителям, поэтому в интернете можно найти много интересных задумок.
Мною были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»; «Значение самодельных игр в воспитании и развитии ребенка», «Как и чем занят ребенка дома?» (изготовление игр из бросового материала, «Интересные игры из спичечных коробков», «Математика со спичками», «Бросовый материал в поделках детей», памятка «Совместное творчество детей и родителей», «Поделки из спичечных коробков по экологии», др.
Своим опытом работы я поделилась с коллегами, проведя консультации: «Познавательное развитие дошкольников через игры из бросового материала (спичечных коробков, «Использование бросового материала как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста», мастер класс: «Игры, пособия и поделки из спичечных коробков», «Что можно увидеть в спичечном коробке?»
В дальнейшем планирую провести конкурс среди семей воспитанников
«Наша интересная игра», создать мини – музей «Поделки и игры из спичечных коробков».
Изготовив множество игр и пособий из спичечных коробков, я решила собрать их всех вместе, и для этого сделала большую познавательную коробку «Коробка – познавай-ка». Детям она очень понравилась. Они могут взять любую игру из коробки и играть с ней.
Родителям тоже показала нашу коробку – познавай-ку и предложила дома сделать такую.
Мой практический опыт показал, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес. И именно эти игры помогают детям приобретать определенные знания и овладевать конкретными навыками. А также учат бережному отношению к окружающей среде.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» Горький А. М.