Дина Желтова
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников
В настоящее время в детских садах незаслуженно забыто трудовое воспитание дошкольников. Считается, что это направление деятельности не современно и не относится к развивающему обучению. Однако, это не так.
В ФГОС дошкольного образования, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», представлены следующие задачи:
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.
Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Напомню, что содержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются :
1. Самообслуживание.
2. Хозяйственно-бытовой труд.
3. Труд в природе.
4. Ручной труд.
Формы организации труда :
1. Поручения.
2. Дежурства.
3. Коллективный труд.
В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Например,
— в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль);
— дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;
— при организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.
Развивающий компонент трудового воспитания будет заключаться в усложнении содержания трудовых заданий и поручений, в связи с приобретением практического опыта у дошкольников. А именно, в увеличении объема работы, степени обобщенности в формулировке заданий, степени самостоятельности детей, повышении требований к качеству.
Работа педагога в данном случае осуществляется с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что тоже соответствует сути развивающего обучения.
Как Вы знаете, зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.
То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка,