Ирина Кунавина
Презентация ТРИЗ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
Слайд 1. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Слайд 2. Технология ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Слайд 3. Актуальность использования технологии ТРИЗ.
Публикация «Презентация ТРИЗ в средней группе» размещена в разделах
Данная технология способствует: развитию творческого воображения; развитию нестандартного мышления; высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника; овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта; Желанию и умению самостоятельно обучаться.
Слайд 4. Цель ТРИЗ в педагогике : научить ребёнка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира. Решать свои «маленькие» проблемы.
Слайд 5. ТРИЗ – это приёмы нахождение новых идей.
Приёмы фантазирования
Алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинение сказок, загадок, игр.
Решение изобретательских задач под девизом «Не навреди!»
Преимущества ТРИЗ
Не требует больших затрат времени.
Можно использовать в традиционной системе обучения.
Развивает фантазию, воображение у детей.
Вселяет уверенность в своих силах.
Слайд 6. Направления работы ТРИЗ – педагогики
-Развитие творческой интуиции.
-Обучение методам решения творческих задач.
- Обучение организации творческого труда.
Слайд 7. Принципы ТРИЗ – педагогики.
- Принцип свободы выбора. Ребёнку предоставляется право выбора.
- Принцип открытости. “Не только давать знания, но еще и показывать их границы".
- Принцип деятельности. Освоение детьми знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности.
- Принцип идеальности или принцип наибольшей полезности, или принцип “Сам”. (ИКР – идеальный конечный результат). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих ребят с целью повышения результативности при малых затратах в процессе образования”.
- Принцип обратной связи. "Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи".
Слайд 8. Основные методы ТРИЗ.
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы ТРИЗ. Вот некоторые из них:
Мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов. Морфологический анализ, метод Робинзона. Метод да – нет - ка, системный оператор, типовое фантазирование.
Слайд 9. «Мозговой штурм».
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:
-как уберечь продукты от мышей;
-как не намокнуть под дождем;
-как мышам достать сыр из-под носа кота;
-как выгнать лису из зайкиной избушки;
-как потушить пожар, если в доме нет воды;
-как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
-как оставить кусочек лета в зиму.
Правила мозгового штурма:
исключение всякой критики; поощрение самых невероятных идей; большое количество ответов, предложений; чужие идеи можно улучшать.
Слайд 10. Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого - нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Примерные варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке. Т. е. игнорируются все существующие законы. Нарисуй свою радость – возможные варианты. Солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение и т. д.
Слайд 11,12. Морфологический анализ.
Помогает составить портрет персонажа. Возраст, место жительства, внешний вид, с кем дружит? Средство передвижения, одежда. В каких сказках персонаж встречается?
Имя сказочного героя: Баба Яга.
Где живёт? В лесу, в избушке на курьих ножках.
Волшебные свойства: колдует.
Что умеет делать: летать на метле, летать в ступе.
На кого она похожа: на старушку.
С кем дружит? С Лешим.
В каких сказках она встречается? ….
Слайд 13. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. (Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом).
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их.
- Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.
- Например: стол метеорит. Круглый искрящийся. Кухонный горячий. Пластмассовый стремительный.
Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина стремительная – быстро едет. Горячая – везет горячий хлеб. Искрящаяся – летающая тарелка. Кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.
Слайд 14. "Да - Нет” или "Угадай, что я загадала».
Воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы. (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон) Воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Игры: "Хорошо – плохо.
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.
Например: Слово «дождь». Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.
Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
6. Метод Робинзона.
Определиться с потребностями: что самое необходимое, без чего не обойтись ни минуты на необитаемом острове?
Неужели самое важное – это конфеты? Или все-таки сначала нужно подумать, как защитить себя от хищников?
После обсуждения составляем список, он может выглядеть приблизительно так:
1. Безопасность
2. Вода
3. Еда
4. Инструменты
5. Крыша над головой
6. Возможность подать сигнал
Расставив приоритеты, продолжаем путешествие по новой территории. И тут за поворотом мы видим корабль, который недавно затонул у берегов нашего острова. (Нет, починить его и уплыть нельзя, слишком поврежден). Людей на нем нет — команда спаслась, оставив трюмы, набитые до отказа… шляпами.
Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки, чайники.
- Метод Робинзона Крузо хорош тем, что помогает обострить ситуацию необходимости до предела. В этой мысленной игре можно посмотреть на объект с новой точки зрения и увидеть скрытые возможности для его использования. Таким образом, получается, бороться с психологической инерцией. (Дети пытаются что-то бормотать на тему «так не бывает», «ничего не выйдет» — смело игнорируем такие мысли и делаем несколько шагов в сторону развития своей креативности).
Например, имея под рукой неограниченный запас головных уборов, можно вспомнить, из чего они сделаны, использовать нитки для плетения рыболовных сетей.
Обсудить и оценить найденные способы, выделяя самые неожиданные и интересные. Полученные идеи записать или зарисовать.
Слайд 15. Типовое фантазирование. Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
Уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая, продолжи сказку);
Наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
Например: Как спасти колобка» - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.
Динамика – статика. Оживление неживых объектов и наоборот. Буратино – живое дерево. Снегурочка – живой снег. Колобок – живое тесто и т. д. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
Слайд 16,17. Метод "Системный анализ”.
Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.
- Например: Система "Лягушонок”. Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система. Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника.
Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Слайд 18. Методы и приёмы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребёнка.
НОД по всем разделам. Кружковая работа. Праздники. Досуги. Индивидуальная работа с детьми. Работа с педагогами, работа с родителями.
Слайд 19. Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми.
Слайд 20. Сильное мышление.
Например: Груша.
Что предмет представлял себя в прошлом? Деревом.
Частью чего предмет является? Фруктов.
Из каких частей предмет состоит сейчас? Из веточки, косточки, мякоти.
Как будет выглядеть предмет в будущем? Вареньем.
Прошлое: веник. Настоящее: пылесос. Будущее: скоростной аппарат по уборке помещения.
Слайд 21. Игра «Раньше, позже».
Игры на выявление функционального назначения объектов «Повторяка».
Ведущий выбирает свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функции на себя:
Я лягушка. Я умею прыгать.
Я машина. Я тоже умею прыгать, когда еду по кочкам.
Я карандаш. Я тоже умею прыгать, когда рисую точки.
Слайд 22.. Игра «Четвёртый лишний».
Игра "Хорошо – плохо»”. Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Например: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся и т. д.
- Слово «дождь». Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.
Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться.
Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Слайд 23. Кто-кто в теремочке живет?
Научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения. Картинки подбираются и заранее раздаются детям.
Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я -. (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я -. (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. В данном случае пример, Я – воздушный шарик. А ты кто? А я футбольный мяч. Пустишь меня в теремок и т. д.
Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
Слайд 24. Игра «Пять волшебников».
Лексическая тема: «Овощи».
Волшебники: лаза, нос, рот, пальцы, уши.
Что скажет каждый волшебник о помидоре.
Волшебник глаз: «Он красный».
Волшебник нос: «Он вкусно пахнет».
Волшебник рот: «Он сладкий».
Волшебник рука: «Он твёрдый, а бывает мягкий».
Волшебник ухо: «Он тихий и его не слышно, он не пищит, не свистит, не шумит».
Слайд 25. Игра «Помочь новому зайцу выжить».
Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” - Ответы детей: На черного зайца, легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Ему только под землей надо жить. Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного”.
Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Слайд 26. Игра «Нужно ёлку нарядить».
Автоматизация звуков. Совершенствование грамматического строя речи.
Ребёнку предлагается карточка с изображением ёлки и картинки с предметами. Ребёнок находит картинки на заданный звук и наряжает ёлку.
Слайд 27. Найди картинки рукотворного труда и природного труда.
Слайд 28. Упражнения по технологии ТРИЗ.
- Кого больше мужчин или пап?
- Чего больше на свете квадратов или четырёхугольников?
- Сестра закрылась в комнате и не пускает младшего брата. Как решить проблему. Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать. Мальчик нашёл эффективный способ. Подвинул стул к двери и сказал сестре: «Всё теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась.
Технология ТРИЗ направлена на обучение дошкольников, находить нестандартные действенные способы решения проблем.
Слайд 29, 30.
Заниматься по технологии ТРИЗ лучше с группой детей. Так как они будут учиться друг у друга.
В своей работе с дошкольниками использую нетрадиционные техники. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. д.
Слайд 31.
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.
«Теремок»
Теремок не развалился, потому что медведь пригласил к себе зверей в большой дом жить.
Слайд 32. «Перевертыши».
Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
Слайд 33. «Хорошо или плохо».
Хорошо: С воздушным шариком можно играть. На шарике можно рисовать. Шариком можно любоваться.
Плохо: Шарик может сдуться. Шарик может лопнуть.
Слайд 34. 1. Что больше на свете квадратов или прямоугольников? Почему? Дети ответили: «прямоугольников. Квадраты тоже прямоугольники».
На вопрос: кого больше мужчин и пап? Ответили пап больше, чем мужчин.
2. Покажи предмет, который похож на геометрическую фигуру…. Дети показали пирамидку, косынку, крыша дома и т. д.
Слайд 35. «Дорисуй рисунок»
Нарисован круг, ребёнок дорисовывает его, получается предмет.
Слайд 36. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.
Например, воспитатель обращается к детям: " давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
Слайд 37.
Занятия будут интересны, если построить по следующим правилам:
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.).
Слайд 38. ТРИЗ – технология.
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта».
Г. С. Альтшуллер.
Слайд 39. Авторы.
- Генрих Саулович Альтшуллер – российский ученый, изобретатель, писатель-фантаст.
-Чарльз Вайтинг – американский психолог.
-Анна Михайловна Страунинг – доктор педагогический наук, преподаватель ТРИЗ – РТВ (развитие творческого воображения, профессор МГУ.
-методы и приёмы адаптированы для работы с детьми от3 до 7 лет.
-Программа по ТРИЗ – РТВ (развитие творческого воображения, для детей дошкольного возраста. Анна Михайловна Страунинг.
Слайд 40. Спасибо за внимания.