Подлесных Елена
Театрализованная деятельность как средство развития речи ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития речи ребёнка
Л. С. Выготский
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников
Цель:
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи ребёнка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Актуальность
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи и легче, доступнее всего это происходит в игровых упражнениях. Игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. В этом помогают средства театрализованной деятельности.
Задачи :
активизировать словарь, звуковую культуру речи;
совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать коммуникативные навыки и положительно-эмоциональную сферу ребёнка;
развивать у детей уверенность в себе, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём;
развивать память, мышление, внимание, воображение, связную речь;
формировать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;
формировать волевые качества;
воспитывать творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнёра во взаимодействии.
Основные требования к организации театрализованных игр
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов избранных для игр соответствует возрасту и умениям детей.
Театрализованная деятельность
Знакомство с литературными произведениями.
Работа над интонационной выразительностью.
Заучивание стихов; пересказывание небольших рассказов,сказок.
Речевые упражнения для передачи различных чувств.
Использование театральных кукол к художественным произведениям.
Инсценировка художественных произведений.
Виды театрализованных игр
Настольный театр
Кукольный театр
Пальчиковый театр
Стендовый театр
Фланелеграф
Теневой театр
Театр ложек
Игры-драматизации
Пальчиковый театр
Развивает воображение, любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству. Помогает справиться с застенчивостью.
Развивает память, внимание, речь. Формирует пространственные представления.
Стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук, игра с пальцами повышает работоспособность, тонус коры головного мозга., ускоряет процесс речевого и умственного развития.
Настольный театр
• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз, cопровождать движения пальцев речью.
Кукольный театр
• Посредством куклы, одетой на руку,дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой Кукольный театр
Театр вязаной игрушки
• Развивает моторно-двигательную, зри-тельную, слуховую координацию.
• Формирует творческие способности, артистизм.
• Обогащает пассивный и активный словарь.
• Способствует автоматизации звуков в речи.
Игры драматизации
• Оказывают целостное воздействие на личность ребёнка.
• Развивают ведущие психические процессы.
• Способствуют самопознанию и самовыражению личности.
• Корректируют коммуникативные качества.
Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон речи детей :
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность :
- выбор темы;
- передача знакомого содержания;
- сочинение;
- исполнение от лица персонажей.
Театрализованная деятельность включает также игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а так же игры, развивающие воображение, память, внимание, наблюдательность. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными.
Театрализованные игры проходят поэтапно.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого- педагогической литературы позволяет констатировать, что, понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, поза).
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей.
Использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития; - насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Вывод
Театрализованная игра способствует развитию личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает произносительную сторону речи, пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!