Наталья
Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
2. Актуальность
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по ФГОС.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Публикация «Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
3.
В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.
Результаты мониторингов свидетельствуют:
К моменту поступления в школу возникает множество проблем:
-речь односложная, состоящая из простых предложений;
-бедность речи, недостаточный словарный запас;
-замусоривание речи сленговыми словами;
-бедная диалогическая речь;
-неспособность построить монолог;
-отсутствие навыков культуры речи.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка, и сделала вывод, что дети моей группы проявляют
-малый интерес к театрализованной деятельности,
-слабо владеют речью,
-способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё,
-умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
4.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа.
Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей.
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
5.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность :
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение,
навыки связной речи
• улучшает усвоение содержания произведения, логику и последовательность событий
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению
6.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников.
7.
Артемова Л. В. предлагает классифицировать в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
игры-драматизации и режиссерские игры
Виды драматизации:
-игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
-ролевые диалоги на основе текста;
-инсценировки произведений;
-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
-игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Виды режиссерских игр : театр
-настольный,
-плоскостной и объемный,
-кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
-катушечный;
-ложковый;
-баночный;
-кулачковый и т. д.
8. Работу по формированию
театрализованной деятельности
дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
самостоятельная творческая деятельность.
Воспитатель готов к любому «превращению»,
владеет основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.
9.
Лично для меня это было самым трудным во всей этой работе…
10.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию образа в игре-драматизации.
11.
Содержание деятельности :
Артикуляционная гимнастика и скороговорки
• Упражнения на речевое дыхание
• Упражнения на воображение
• Упражнения на активизацию словарного запаса
• Упражнения на интонационную выразительность
• Упражнения на формирование разговорной речи
• Упражнения на развитие коммуникативных навыков
• Игры со словами и без слов
• Упражнения на имитацию движений
• Подвижные игры с героями
• Этюды
•Просмотр спектаклей
• Инсценирование сказок
• Показ театрализованных представлений
12.
Практическая работа
осуществлялась по трём направлениям
13.
Работа с детьми
-знакомство с литературным произведением
-заучивание стихов, пересказ сказок
-просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов
-просмотр спектаклей и беседы по ним
-посещение театра кукол
-экскурсия по театру, актерский тренинг
- отдельные упражнения по этике
-упражнения в целях социально-эмоционального развития
-самостоятельная ТХД детей в повседневной жизни
-театрализованная игра на праздниках
- инсценировка худ. произведений; драматизация
14.
Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых, необходимо
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей).
Актерский тренинг помогает детям
-свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками
-побуждает к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций
15.
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- отдельные упражнения по развитию мимики (по Лыковой И. А.); последствия ее тренинга!
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
-настольная игра «Фефекты фикции» с заданиями на мелкую и общую моторику, графо-моторные навыки, обогащение словарного запаса, усовершенствование грамматического строя речи, автоматизацию звуков. Все это в форме игры - бродилки: 3 богатыря должны обойти всех злодеев на карте, выполнить их задания и вернуться в замок. Игрой довольны! Всем рекомендую!
16.
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
17.
2. Формирование развивающей среды
Очень важны для развития театрализованной деятельности созданные условия и развивающая среда группы.
В центре театрализации подобраны разные виды театра : пальчиковый, настольный, магнитный, кукольный, театральные декорации. Родители подарили шикарную ширму.
«Костюмерная» : яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также маски сказочных героев, можно принять участие в драматизации знакомых сказок, подобрать элементы костюмов, распределить роли, выбрать декорации.
В планах создание уголка уединения (Центр уединения не звучит, по-моему, в нем ребенок может побыть один, вспомнить содержание своей роли, настроиться на игру.
В «Центре речевой активности» расположены: художественная литература, иллюстрации знакомых произведений, мнемотаблицы, афиши, подборка пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастики, дидактические игры: «Из какой сказки персонаж?», «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто как передвигается?», «Подбираем рифму», «Загадки - описание».
18.
Наша ширма-подарок родителей Вани Ш. и наш центр ТД.
19.
Виды театров нашей группы
20.
СДД
21.
Специальная шкатулка есть с бусами, очками, усами, париками, сумочками, коронами и многими другими аксессуарами для принятия нужного образа.
22.
3. Взаимодействие с родителями и специалистами
Она включает в себя:
-посещение театра кукол семьями;
-экскурсии по театру
-организация работы по изготовлению атрибутов, пособий, костюмов;
-консультации: «Как устроить домашний театр дома», «Воспитание сказкой», «Расскажи детям сказку».
-совместное выступление детей и их родителей
-занятия с логопедом и психологом
-совместно с муз. руководителем подбор музыки для этюдов, подготовка и проведение игры-драматизации
Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною были проведены консультации: «Как устроить домашний театр дома», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Расскажи детям сказку». На родительском собрании провели семинар-практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме. Также размещаю информацию по данной теме в вайбере в группе «Смородинка». Родители принимали участие в изготовлении: театральных кукол, атрибутов и декораций, ширмы. Совместно с родителями проводили развлечения, утренники. Очень интересно прошел утренник «8 Марта», где мамы показали вместе с детьми свой артистизм, творчество, фантазию. Такие мероприятия, безусловно, очень важны.
Данную работу проводила так же в тесном контакте с узкими специалистами.
Логопед проводит инд. и групповые занятия, обучая и направляя.
25.
Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, отработали различные движения, провели театрализованные представления по сказкам «Под грибом», «Заюшкина избушка», «Теремок».
Сама исполняю роли в театрализованных представлениях на всех мероприятиях ДОО. Тем самым показываю детям пример театрального мастерства.
26.
Психолог проводит еженедельные тренинги, помогающие юным артистам.
Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие эмоционального состояния, поведенческих норм. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
27.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Наша задача - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества
В процессе работы
- повысилась творческая активность детей:
они с удовольствием участвуют в драматизации сказок;
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- активизировалась речь детей, обогатился словарный запас
- дети с интересом смотрят театральные постановки и с удовольствием воспроизводят их в своей игровой деятельности;
- родители активно включились в образовательную деятельность группы, сшили яркие костюмы, декорации;
Были успешно решены задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!