Папки-передвижки

Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития речи

Наталья
Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

2. Актуальность

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по ФГОС.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Публикация «Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития речи» размещена в разделах

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

3.

В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью.

Результаты мониторингов свидетельствуют:

К моменту поступления в школу возникает множество проблем:

-речь односложная, состоящая из простых предложений;

-бедность речи, недостаточный словарный запас;

-замусоривание речи сленговыми словами;

-бедная диалогическая речь;

-неспособность построить монолог;

-отсутствие навыков культуры речи.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка, и сделала вывод, что дети моей группы проявляют

-малый интерес к театрализованной деятельности,

-слабо владеют речью,

-способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё,

-умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.

4.

Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа.

Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей.

Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

5.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность :

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение,

навыки связной речи

• улучшает усвоение содержания произведения, логику и последовательность событий

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению

6.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников.

7.

Артемова Л. В. предлагает классифицировать в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

игры-драматизации и режиссерские игры

Виды драматизации:

-игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

-ролевые диалоги на основе текста;

-инсценировки произведений;

-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

-игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Виды режиссерских игр : театр

-настольный,

-плоскостной и объемный,

-кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

-катушечный;

-ложковый;

-баночный;

-кулачковый и т. д.

8. Работу по формированию

театрализованной деятельности

дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность.

Воспитатель готов к любому «превращению»,

владеет основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.

9.

Лично для меня это было самым трудным во всей этой работе…

10.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию образа в игре-драматизации.

11.

Содержание деятельности :

Артикуляционная гимнастика и скороговорки

• Упражнения на речевое дыхание

• Упражнения на воображение

• Упражнения на активизацию словарного запаса

• Упражнения на интонационную выразительность

• Упражнения на формирование разговорной речи

• Упражнения на развитие коммуникативных навыков

• Игры со словами и без слов

• Упражнения на имитацию движений

• Подвижные игры с героями

• Этюды

•Просмотр спектаклей

• Инсценирование сказок

• Показ театрализованных представлений

12.

Практическая работа

осуществлялась по трём направлениям

13.

Работа с детьми

-знакомство с литературным произведением

-заучивание стихов, пересказ сказок

-просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов

-просмотр спектаклей и беседы по ним

-посещение театра кукол

-экскурсия по театру, актерский тренинг

- отдельные упражнения по этике

-упражнения в целях социально-эмоционального развития

-самостоятельная ТХД детей в повседневной жизни

-театрализованная игра на праздниках

- инсценировка худ. произведений; драматизация

14.

Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых, необходимо

создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей).

Актерский тренинг помогает детям

-свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками

-побуждает к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций

15.

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- отдельные упражнения по развитию мимики (по Лыковой И. А.); последствия ее тренинга!

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

-настольная игра «Фефекты фикции» с заданиями на мелкую и общую моторику, графо-моторные навыки, обогащение словарного запаса, усовершенствование грамматического строя речи, автоматизацию звуков. Все это в форме игры - бродилки: 3 богатыря должны обойти всех злодеев на карте, выполнить их задания и вернуться в замок. Игрой довольны! Всем рекомендую!

16.

Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

17.

2. Формирование развивающей среды

Очень важны для развития театрализованной деятельности созданные условия и развивающая среда группы.

В центре театрализации подобраны разные виды театра : пальчиковый, настольный, магнитный, кукольный, театральные декорации. Родители подарили шикарную ширму.

«Костюмерная» : яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также маски сказочных героев, можно принять участие в драматизации знакомых сказок, подобрать элементы костюмов, распределить роли, выбрать декорации.

В планах создание уголка уединения (Центр уединения не звучит, по-моему, в нем ребенок может побыть один, вспомнить содержание своей роли, настроиться на игру.

В «Центре речевой активности» расположены: художественная литература, иллюстрации знакомых произведений, мнемотаблицы, афиши, подборка пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастики, дидактические игры: «Из какой сказки персонаж?», «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто как передвигается?», «Подбираем рифму», «Загадки - описание».

18.

Наша ширма-подарок родителей Вани Ш. и наш центр ТД.

19.

Виды театров нашей группы

20.

СДД

21.

Специальная шкатулка есть с бусами, очками, усами, париками, сумочками, коронами и многими другими аксессуарами для принятия нужного образа.

22.

3. Взаимодействие с родителями и специалистами

Она включает в себя:

-посещение театра кукол семьями;

-экскурсии по театру

-организация работы по изготовлению атрибутов, пособий, костюмов;

-консультации: «Как устроить домашний театр дома», «Воспитание сказкой», «Расскажи детям сказку».

-совместное выступление детей и их родителей

-занятия с логопедом и психологом

-совместно с муз. руководителем подбор музыки для этюдов, подготовка и проведение игры-драматизации

Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною были проведены консультации: «Как устроить домашний театр дома», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Расскажи детям сказку». На родительском собрании провели семинар-практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме. Также размещаю информацию по данной теме в вайбере в группе «Смородинка». Родители принимали участие в изготовлении: театральных кукол, атрибутов и декораций, ширмы. Совместно с родителями проводили развлечения, утренники. Очень интересно прошел утренник «8 Марта», где мамы показали вместе с детьми свой артистизм, творчество, фантазию. Такие мероприятия, безусловно, очень важны.

Данную работу проводила так же в тесном контакте с узкими специалистами.

Логопед проводит инд. и групповые занятия, обучая и направляя.

25.

Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, отработали различные движения, провели театрализованные представления по сказкам «Под грибом», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Сама исполняю роли в театрализованных представлениях на всех мероприятиях ДОО. Тем самым показываю детям пример театрального мастерства.

26.

Психолог проводит еженедельные тренинги, помогающие юным артистам.

Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие эмоционального состояния, поведенческих норм. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

27.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Наша задача - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества

В процессе работы

- повысилась творческая активность детей:

они с удовольствием участвуют в драматизации сказок;

- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

- появилось желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;

- активизировалась речь детей, обогатился словарный запас

- дети с интересом смотрят театральные постановки и с удовольствием воспроизводят их в своей игровой деятельности;

- родители активно включились в образовательную деятельность группы, сшили яркие костюмы, декорации;

Были успешно решены задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития речи
Опубликовано: 22 июля 2020 в 21:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД