ОКСАНА ЕФИМОВА
Презентация среднесрочного проекта «Тайна снежинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №8 «Улыбка»
Тема проекта:
«Тайна снежинок»
Автор проекта:
Ефимова О. Н.
Информационная карта проекта.
Продолжительность проекта: средней продолжительности
(декабрь, январь 2017-2018 г. г.)
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети второй младшей группы.
Значимая для детей проблема «Что такое снег?»
Проблема, её актуальность:
Темочки:
Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.
«После прочтения произведения Л. Воронковой «Снег идет» дети сформулировали вопрос: «Почему зимой идет снег? Из чего образуются снежинки?
Так мы решили узнать как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности.
Актуальность темы:
Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания полученные детьми в ходе реализации данного проекта. Дети получат возможность удовлетворить свой интерес к исследовательской деятельности.
Проект «Тайна снежинок» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников младшего возраста в процессе разработки совместного образовательного проекта «Тайна снежинки» взрослого и ребенка. Исследование свойств снега; формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге (научиться замечать маленькую снежинку в огромном количестве снега).
Задачи:
• узнать, почему снег бывает только зимой;
• узнать из чего образуются снежинки;
• выяснить что такое «снежная крупа», «снежная пыль», «снежные хлопья»;
• рассмотреть форму снежинок;
• узнать, что происходит со снегом в тепле;
• сравнить свойства снега и льда;
• узнать, что снег не всегда липкий;
• обогатить речь детей описательными прилагательными: белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый и т. п. ; познакомить детей с явлением многозначности слов; сформировать умение образовывать новые слова из известных;
• познакомиться со снежными играми;
• выяснить почему нельзя есть снег;
• познакомиться с загадками и стихотворными произведениями о снеге.
Содержание работы с детьми во время реализации проекта
• Рассматривание снежинок на прогулке;
• Игры со снегом на прогулке: «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют», «Ангел на снегу», «Допрыгни до снежинки»;
• Экспериментальная деятельность: «Откуда взялась вода?», «Куда спрятался снег?», «Сравнение снега и льда».
• Продуктивная деятельность: рисование «Ёлка в снегу», лепка «Снеговик», аппликация «Снеговик», коллективная работа «Зимний пейзаж за окном спальни» (с использованием манной крупы, совместные работы детей с родителями на снежную тематику для выставки; рисование на манке снежинок и зимних узоров (индивидуальная работа).
• Беседы с детьми о снеге;
• Чтение художественной литературы: О. Теплякова «Снег», Б. Заходер «Танец снежинок», С. Козлов «Снежинки», «Зимняя сказка»; В. Архангельский «Летят снежные пушинки»; К. Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый».
• Проведение речевых упражнений
• Разучивание стихов и песен на зимнюю тематику
• Дидактические игры в группе: выкладывание снеговика, нахождение одинаковых снежинок, собирание картинок, нахождение отличий, собирание бус из снежинок по заданной последовательности, сравнение групп снежинок.
• Коллективное рассматривание картин, творческих работ, индивидуальные беседы с детьми по творческой работе.
• Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.
• Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования) .
Организация деятельности родителей
• Изготовление эскиза и построение снежных построек на спортивную тему;
• Изготовление методического материала для бесед с детьми по теме «Снег»
Предполагаемый результат:
Для детей:
• расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка;
• обогащение речи детей описательными прилагательными: белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый и т. п. ; знакомство детей с явлением многозначности слов; формирование умения образовывать новые слова из известных;
• сформированность устойчивых знаний и интереса к поисково-исследовательской деятельности.
•
Для родителей:
• оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.
Для педагогов:
Повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.
Результат проекта: изготовление лэпбука, оформление фотоотчета.
План работы с детьми:
Этапы реализации проекта:
Проектирование:
I этап Подготовительный
Содержание деятельности:
• постановка цели и задач проекта;
• составление плана работы по проекту;
• подбор методической литературы, ауди/видео записей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;
• подготовка материалов для художественного творчества;
• аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;
• создание соответствующей развивающей среды (информационный стенд о зиме с наглядной информацией для детей младшего возраста, игры и материалы для экспериментирования в свободном доступе).
Ответственные: воспитатели
Результат: Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.
Формы работы:
• опыты - эксперименты
• чтение художественной литературы
• беседы
• проведение образовательной деятельности
• просмотр мультфильмов, презентаций
• создание интерактивных игр, д/игр
• взаимодействие с родителями (подбор литературы, иллюстраций, фотографий)
II этап – Деятельностный
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Беседы:
№1 «Откуда берется снег? Его что – Дед Мороз приносит?».
Цель: объяснить детям, откуда появляется снег и почему летом идет дождь, а зимой – снег. А может быть, и Вы думаете, что снег и дождь идет из одних и тех же туч? Это не так! Давайте узнаем, как это происходит на самом деле.
1. Просмотр мультфильма «Школа любителей природы» с ответом на этот вопрос.
2. Беседа по содержанию мультфильма:
• В какое время года выпадает снег? (зимой)
• Как на улице зимой холодно или тепло? (холодно)
• Из чего собираются снежинки? (снежинки получаются из льдинок)
• Кристаллики снежинки большие или маленькие? (маленькие)
Для того чтобы ребенок понял какие маленькие эти льдинки по размеру, сделайте небольшое задание. Показываем детям линейку и деление в 1 мм. Рассмотрите это деление в 1 мм под увеличительным стеклом. Вспоминаем из мультфильма, что таких снежинок должно быть здесь десять. Считаем пальцы. Много должно уместиться в этом в этом маленьком миллиметровом делении линейки! Вот какие крохотные эти льдинки! Вспоминаем с детьми, как они строят из деталек конструктора дома, машины, самолеты. Детальки он брал маленькие – а постройка получалась большая. Природа тоже умеет строить. Но строит она не дома, а снежинки из необычного ледяного конструктора – из крохотных льдинок!
• А где образуются снежинки в мешке у Деда Мороза? (в облаках)
• В облаках тепло? Как вы думаете? (холодно)
• Кристаллики на землю падают быстро или медленно? (медленно)
• Что образуется из кристалликов? (снежинка)
• Снежинки одинаковой формы нет?
• Форма снежинок зависит от погоды
В безветренный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.
При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.
Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты».
• Всегда ли зимой кристаллик долетит до земли снежинкой? (Нет. Вода, ледяная крупа, снежные хлопья)
№2. «Зимние забавы».
Цель: уточнить представление детей о зимних играх и забавах, учить играть в разнообразные зимние игры.
Содержание:
1. Рассматривание иллюстрации «Зимние забавы».
2. Беседа по картине.
№ 3. «Почему снег нельзя есть?».
Цель: формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни.
Содержание:
1. Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!
2. Просмотр видео эксперимента «Видео протест» на канале «Детский уголок «Творчества и развития»
3. Вывод:
«Снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи. Со снегом можно играть, лепить из него, строить фигуры, рисовать на нём, но есть снег, и сосать сосульки – вредно для здоровья человека, можно заболеть».
№4. Чтение произведения С. Козлова «Зимняя сказка». Обсуждение (закрепление вывода, что снег есть нельзя – можно заболеть).
2. Речевые упражнения.
Упражнение 1.
«Я НАЧНУ, А ВЫ КОНЧАЙТЕ, ХОРОМ ДРУЖНО ОТВЕЧАЙТЕ»
• Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).
• Дерево большое, а дом еще… (больше).
• Облако белое, а снежинка еще … (белее).
• Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).
• Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).
Если дети ошибаются, нужно их исправлять. При этом не повторять неправильного ответа ребенка! В речи воспитателя ребенок должен слышать только правильные слова! А затем предложите подобрать еще слова с этим словом. Например: ребенок сказал «легчее» вместо слова «легче». Тогда придумываем еще вопросы: «Книга легкая, а листок бумаги еще… (легче). Прыгать легко, а бегать еще… (легче). А теперь придумай ты для меня задание». И малыш сочиняет подобное предложение – загадку для Вас, и одновременно упражняется в грамматике русского языка, постигает его законы!
Упражнение 2.
«ПОМОЖЕМ ЗИМЕ (ПОДБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ К СЛОВУ «СНЕЖИНКИ»)»
Для проведения упражнения связали крючком маленькие снежинки. Также нужен будет фон. На фоне мы будем выкладывать из наших кружков – снежинок большой сугроб. Фоном может быть обычный лист цветного картона или картинка. Детям предлагается помочь зиме и сделать из снежинок большой сугроб снега. Но снежинки наши – волшебные. Они могут летать, только если, скажешь им «волшебное слово». Поэтому правило будет такое – скажи слово и возьми снежинку, а теперь положи ее на картинку, чтобы построить сугроб. Как только мы подберем много слов, у нас получится сугроб! Вот обрадуются ему лесные жители!
Задания для игры:
Задание 1. Какой бывает снег/снежинки? Подбирайте слова по очереди с ребенком. Сказали слово – положили снежинку. Теперь очередь ребенка. Он говорит слово и кладет свою снежинку. Так мы вместе строим большой сугроб. Взрослый в игре говорит сложные, мало употребительные слова, ребенок — более распространенные и легкие.
Примерный словарь для игры:
Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.
Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.
Задание 2. Снежинки что делают? (вариант – снег что делает)
Примерный словарь для игры:
Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.
Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.
В этой игре ребенок видит наглядный результат своих усилий, своих речевых действий, что для него очень и очень важно! Иначе он быстро потеряет интерес к подбору слов! А вот помогая Деду Морозу или бабушке Метелице, дети стараются найти как можно больше подходящих слов!
Задание 3. Снег идет. А что еще идет? (Время идет, автобус идет, поезд идет и т. д.) / Кто идет? (Прохожий идет, мама идет, мальчик идет и т. д.). В этом задании дети познакомятся с явлением многозначности слов (термин мы ему не говорим, он просто подбирает слова в задании, прислушивается к ним, познает их значение).
Упражнение 3.
«ПРИДУМАЙ СЛОВО»
• Снег падает. Это…? (Снегопад).
• По снегу ходит. Что…? (Снегоход)
• Катается по снегу. Что…? (Снегокат)
• Снег убирает машина. Какая? (Снегоуборочная).
• Белый как снег. Какой? (Белоснежный).
В этом задании дети формируют умение образовывать новые слова из известных. Это очень важное умение. Даже если ребенок и ошибется и придумает свои «смешные» слова – это замечательно. Словотворчество и экспериментирование со словами развивает речевые способности детей. Но обязательно после детского варианта поддержите ребенка и скажите ребенку правильный вариант: «Слово, которое ты придумал, могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть это иначе. Мы называем это — … (правильный вариант)».
Упражнение 4.
«СТИХОТВОРЕНИЕ – ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА»
Очень интересное стихотворение – логическая задача для детей. После чтения стихотворения детям предлагается отгадать, кто взял снежинки. А затем прочитайте следующее стихотворение – отгадку.
«СНЕЖИНКИ» М. РОДИНА»
У сестренки, у Маринки,
На ладошке – две снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
«СНЕЖИНКА» Г. АБЕЛЯН
— Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.
— Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю!
На ладошке теплой
Сразу я растаю!
3. Чтение художественной литературы:
О. Теплякова «Снег», Б. Заходер «Танец снежинок», С. Козлов «Снежинки», «Зимняя сказка»; В. Архангельский «Летят снежные пушинки»; К. Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый».
4. Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки», сложи узор из снежинок по схеме, разноцветные снежинки, собери снеговика, укрой землю и деревья снежинками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Рисование: «Ёлка в снегу», Коллективная работа зима за окном спальни с использованием манной крупы, совместные работы детей с родителями на снежную тематику для выставки; рисование снежных узоров на манке (индивидуальная работа).
2. Аппликация: «Снеговик»
3. Лепка: «Снеговик» из соленного теста.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Физминутка: «С неба падают снежинки».
2. Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».
3. Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка
4. Подвижные игры: «Снежки», «Заморожу», «Салют из снега».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок.
2. Проведение опытов со снегом и водой:
Опыт 1: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Заносим снег в раздевалку наблюдаем в процессе раздевания за снегом. Вывод: Снег тает, превращается в воду от тепла и в тепле.
Опыт 2: Приносим с улицы снег, выясняем, что он растаял, ставим на холод. Он превратился в лед. Вывод: Снег и лед из воды.
3. Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными; наблюдаем с детьми, когда снег липкий, а когда нет; когда снег хрустит, а когда блестит.
Работа с родителями:
1. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников
2. Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей
3. Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций
4. С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей
5. Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Формы работы:
1. Разработка эскиза и совместное изготовление снежных построек на спортивную тему.
2. разработка эскиза и совместное изготовление атрибутов для украшения группы и елки в холле сада к Новому году;
III этап Завершающий
Результат работы проекта:
1. Дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;
2. Дети узнали, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок;
3. Научились совместно с воспитателем проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства;
4. Дети узнали, что у снежинки много лучиков, снежинки образуются из пара, чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз, чтобы получился снег, нужно много пара, для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно, из воды снежинки не получаются, из воды получается только лед.
5. Дети узнали, почему нельзя есть снег: он холодный, в нем много разных микробов и грязи - это вредно для здоровья человека, можно заболеть.
6. Дети научились играть со снегом (лепить из него, рисовать на нём).