Шепилова Анна
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.
Публикация «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность.
Ребенок, который хорошо владеет речью, умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Но таких детей, к сожалению, не так много. Бедный словарь ребенка отрицательно влияет на коммуникативные процессы, коммуникативные связи. Неумение что-либо объяснить, доказать, выразить свою мысль, делает речь ребенка малопонятной для окружающих. Так зарождаются многочисленные личностные комплексы, которые отрицательно влияют на всю последующую жизнь человека. Поэтому овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка и является основой воспитания и обучения детей в дошкольном детстве.
К малым фольклорным формам относятся :
• календарные песни;
• сказки;
• поговорки;
• потешки;
• загадки;
• колыбельные песни;
• частушки;
• заклички;
• прибаутки;
• игровые припевы, приговоры.
Применение детского фольклора в работе с дошкольниками.
- в режимных моментах;
- в организованной образовательной деятельности;
- в утренниках;
- в свободной деятельности.
Например, пословицы и поговорки используются в ходе организованной образовательной деятельности, на прогулках, для характеристики поступков, личностных качеств и т. д. Общаясь с детьми, часто используем поговорки и пословицы, ведь в них очень часто заключается суть разрешения любого конфликта. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Можно напомнить: "Семеро одного не ждут", если ребенок медленно собирается на прогулку; "Поспешишь - людей насмешишь", если ребенок оделся неаккуратно. Во время прогулок пословицы помогают лучше понять явления и события. Например: "Весна красна цветами", об осени говорим: "Осень красна плодами".
Потешки - замечательный, отобранный педагогический материал для самых маленьких. Активно используется в режимных моментах, в период адаптации. Во время умывания, причесывания малышей можно знакомить с такими потешками:
"Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок".
"Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса, расти, коса, не путайся, дочка, маму слушайся".
Дети используют потешки во время игры в "дочки-матери", бережно и с любовью относятся к своим куклам.
Календарные песни, заклички, частушки используются в праздновании Масленицы, Рождества, колядках, тематических утренниках.
Особое место в малых фольклорных жанрах занимает сказка. Сказки используются в театральных постановках, самостоятельной игровой деятельности детей. В организованной образовательной деятельности очень большое внимание уделяется сказкам в разделах: развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Это и чтение сказок, их пересказ, драматизация и т. д. Народные сказки - гениальные произведения народного творчества. С давних пор сказки составляют элемент народной педагогики. Само слово "сказка" происходит от "сказывать" (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор - в передаче рассказчиков. Сказки пользуются большой популярностью у детей дошкольного возраста.
Ну и как же без загадок. Загадки - полезное упражнение для детского ума. Детям особое удовольствие доставляет загадки не только отгадывать, но и загадывать, причем не только известные, но и сочиненные самими детьми. Загадки всегда опираются на жизненный опыт, знание вещей, явлений, их признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно.
В рамках организованной образовательной деятельности малым фольклорным формам посвящены целые занятия не только по развитию речи и чтению художественной литературы, но и лепка, аппликация, конструирование, рисование, музыка.
Заключение.
Фольклор - таит в себе огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.