Татьяна Крылова
Развивающая предметно-пространственная среда по речевому направлению
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка и так далее зависит успешность деятельности ребенка, его принятия сверстниками.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыкам речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• овладение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из условий для речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
В средней группе «Радуга» мною был создан центр художественно-речевой активности «Говоруша», главный герой которого «Лисичка-Говоруша». Она способствует повышению интереса к занятиям по развитию речи, привлекает внимание детей, поднимает настроение, приглашает к игре, предлагает задания и задает вопросы.
Центр художественно-речевой активности находится в доступном месте для детей, пополняется и изменяется в соответствии с изучаемыми лексическими темами и сезонными изменениями. Содержание центра соответствует возрасту детей, санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности, образовательной программе МДОУ «Детский сад № 6 «Солнышко» и физиологическим и психолого-педагогическим особенностям детей среднего возраста.
Наполнение центра художественно-речевой активности группы отражает основные направления работы по развитию речи детей :
• обогащение словаря;
• воспитание звуковой культуры;
• развитие связной речи;
• формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
• формирование грамматического строя речи.
Остановлюсь поподробнее на наполнении центра…
Для развития артикуляционной моторики центр оснащен:
- безопасным зеркалом;
- артикуляционные игры;
- подобрана картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- подобраны картинки опоры артикуляционной гимнастики в стихах и картинки на определенный звук;
Осваивать правильную артикуляцию детям помогает «Лисичка – Говорушка». Это хозяйка речевого центра. У нее яркий, подвижный язычок, с помощью которого, можно легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики.
Для выработки умения контролировать силу, плавность и длительность речевого выдоха подобраны разнообразные дыхательные пособия, предметы для поддувания, разработаны игры. («Загоним мяч в ворота», «Прокати шарик по дорожке», «Веселый клоун», «Подуй на снежинку», «Подуй на дождик», «Обжорки», «Воздушный футбол» и др.)
Хорошим стимулом для совершенствования речи, являются упражнения для развития мелкой моторики. Для этого используются массажные мячики, мозайки, пазлы, подобрана картотека упражнений с ними, прищепки, шнуровка, трафареты, игры; тактильные мешочки, например : «Медузы», «Что в мешочке»; игры с использованием фасоли: «Сухой бассейн», «Найди клад», «Найди игрушку».
Сухой бассейн с фасолью, где спрятались фигурки отлично справляются с отработкой поставленного звука, при этом дошкольник не только автоматизирует звук, но и развивает кинестетические ощущения и конечно эффект поиска «клада» мотивирует на выполнение задания. Искалочки клубничка и совушка, также используются в этом направлении.
Как приятно потрогать травку, собрать урожай. На нашей ферме всем хватает места и лисам, и волкам, и корове. Тактильный коврик из разно фактурной пряжи мобильный, в него можно добавлять любые фигурки, есть лесная зона, поле, огород.
Такие упражнения благоприятно воздействуют на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. А учеными доказано, что при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Для развития фонематического слуха и восприятия используются игры: «Узнай по звуку», «Тихо - громко», шумовые инструменты и шумовые киндер - контейнеры, картотека «Сказки - шумелки». Так в игре совершенствуются слуховая память, восприятие, внимание к звучащим предметам.
При работе с детьми 4-5 лет обращается большое внимание на дидактический материал и пособия связанные с развитием словаря и связной речи. Для этого подобраны предметные картинки по лексическим темам, дидактические игры, различного рода лото, наборы картинок для группировки и обобщения, серия предметных и сюжетных картинок, опорные схемы для составления описательных рассказов (мнемотаблицы, наборы картинок «Расскажи сказку», «Расскажи про детский сад», «Семья», «Мой дом»; «Назови одним словом»; «Назови ласково», «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме, чистоговорки, стихи, потешки и т. д.
В процессе таких игр происходит обогащение словарного запаса детей всеми частями речи.
Для подготовки детей к обучению грамоте в речевом центре средней группы имеются предметные картинки звукоподражания, картинки с буквами гласных звуков, картинки для отработки произношения гласных звуков и умения выделять из ряда звуков гласные звуки: «а», «у», игры на формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау], [уа].
Для знакомства с книжной литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы в центре подобраны книги по возрасту детей в соответствии в ОП ДОУ, а также наборы сюжетных картин. Дети любят, когда я читаю с ними книги, рассматриваем иллюстрации к ним. В Центре оформляются выставки книг писателей, с творчеством которых дети знакомятся, имеются портреты писателей и поэтов.
С помощью родителей центр художественно-речевой активности пополнен следующими дидактическими играми и пособиями:
- игры н воздушную струю: «Зима», «Весна», «Подуй на пчелок»;
- Игры с прищепками;
- «Ёжики»;
- «Выложи узор» (с использованием пуговиц);
- Шумовые инструменты;
- шнуровка;
- Пальчиковый театр «Теремок»
Нами создан Лэпбук по развитию речи «Развиваем речь дошкольников». В нем представлены : пальчиковые игры; мнемотаблицы «Времена года», «Игрушки», Упражнение "Расскажи сказку по картинкам";
Дидактические игры: «Назови одним слово», «Чей детеныш?».
Упражнения для развития мелкой моторики «Кто что ест» (игра с прищепками) и др.
Создание насыщенной РППС по речевому развитию детей способствует тому, что к завершению дошкольного образования у ребенка сложатся предпосылки грамотности. Дошкольник овладеет устной речью, будет использовать ее для выражения своих чувств, желаний и мыслей, выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.
На этом моя презентация центра художественно-речевой активности в средней группе подходит к концу.
Спасибо за внимание!