Светлана Сидорова
Цели и задачи программы «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» по социализации и адаптации детей иностранных граждан
▼ Скачать + Заказать документы
Я, ты, он, она — вместе дружная семья
Пояснительная записка
В мегаполисах с каждым годом становится все больше мигрантов и вынужденных переселенцев, приезжающих семьями, с детьми, которые должны вписываться в жизнь другого города. Поэтому перед педагогами и родителями стоит важная задача – помочь им. В основном данная помощь касается выхода из посттравматического состояния и преодоление трудностей общения и обучения таких детей.
Публикация «Цели и задачи программы „Я, ты, он, она — вместе дружная семья“ по социализации и адаптации детей иностранных граждан» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время в России постоянно проживают более 150. А по некоторым данным даже до 200 национальностей. У каждой из них – свои языковые и культурные традиции. При этом дети-билингвы, находясь на «перепутье» между двумя языками и культурами в условиях семейного воспитания и домашнего обучения, часто усваивают общее, сближающее культурные особенности, без выделения их специфического компонента, вследствие того, что не видят их своеобразия, считая каждую из культур родной. Из-за этого они могут не понимать сущности мировоззрения и ценностных ориентаций, определяющих специфику каждого народа, попадая в ситуацию «социокультурного вывиха». Особенно это актуально для детей-билингвов, у которых нет достаточной языковой и речевой практики – они испытывают «социокультурный голод» по одной из культур. Один из выходов в сложившейся ситуации – посещение детьми детского сада с этнокультурным (в нашем случае – русским) компонентом образования.
Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие:
трудности в общении со сверстниками и педагогами детского сада;
проблемы в адаптации.
Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.
Решением вышеуказанных проблем является создание Программы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…» по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, обучающихся в МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» (далее – Программа, включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения организации работы по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан в МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» закрепляют:
• Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
• Семейный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
• Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
• Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 662 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы».
Большую часть семей иностранных граждан в России объединяет две характеристики:
• принадлежность к этническим, языковым и (или) культурным меньшинствам;
• повышенный риск общей социальной неблагополучности из-за совокупности факторов социально-экономического и социально-психологического характера.
Эти характеристики требуют учета при организации социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
В настоящее время многих детей иностранных граждан можно скорее называть детьми с миграционной историей: их семьи уже получили российское гражданство (часты ситуации с двойным гражданством, но, несмотря на это, они остаются недостаточно интегрированными в российскую среду, плохо владеют русским языком, предпочитая родные языки в домашнем общении.
Таким образом, работу по социализации и психологической адаптации детей иностранных граждан рекомендуется организовывать системно, учитывая индивидуальные особенности социальной ситуации каждого ребенка.
1.1. Цели и задачи программы
Цель: Формирование образовательной среды, обеспечивающей включение несовершеннолетних иностранных граждан в российское образовательное пространство и создание билингвальной и поликультурной модели сетевого взаимодействия «педагоги – дети – родители – социум», использующей инновационные технологии, эффективно решающей задачи развития детей-билингвов на современном этапе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
.
Задачи :
• Организовать образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.
• Помогать в освоении детьми-мигрантами образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» создать условия для интенсивного овладения русским языком;
• Формировать способность к толерантности как личностного качества обучающихся через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в группе;
• Оказывать помощь педагогам МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» по вопросам сопровождения и обучения детей иностранных граждан;
• Оказывать консультативную, методическую, психолого-педагогическую помощь семьям воспитанников.
Ожидаемые результаты
• Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Далее ФГОС ДО) посредством понижения языкового барьера участников коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель русского языка, снятие психологических проблем, развитие поликультурного пространства детского сада.
• Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком, освоят ФГОС ДО на соответствующей ступени, включение 100% воспитанников-мигрантов в активную социально значимую деятельность МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» путем участия во всех делах группы и детского сада.
• Детско-взрослое сообщество: Педагоги и родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и их сверстниками, а приобретенные навыки позволяют эффективно общаться и справляться с возникающими проблемами.