Власюк Марина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Цель проекта: расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Маленький экономист“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
"Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - приучай его с детства заниматься трудом, чем он раньше познает, как хлеб достаётся - тем полезней ему будет в жизни потом!".
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. знакомятся с рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь. Дети старшего дошкольного возраста очень любопытны и любознательны, у них огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег, формировать умение отличать желания от потребностей.
Проект представлен в четырех блоках:
1. труд и продукт
2. деньги и цена
3. реклама
4. семейный бюджет
На начальном этапе реализации проекта был проведен мониторинг знаний финансовой грамотности у детей группы. Анкетирование родителей по вопросам финансовой грамотности, чтобы определить знания родителей и их мнение по экономическому воспитанию детей в семье. Изучила методическую литературу по теме проекта.
Занятие «Что такое деньги?»
Дети познакомились с историей возникновения денег (что стало причиной их рождения? Для каких целей нужны деньги). У детей сформировались первоначальные представления о деньгах, как универсальном средстве обмена. Ребята четко усвоили, что не все можно купить за деньги. Как появились деньги?
Знакомились с валютой разных стран на примере дидактической игры, просмотром презентации, рассматриванием коллекций (принесли родители)
Игра «Размен монет»
Цель: научить считать деньги, упражнять в счете, состав числа.
Рисовали монеты в технике «Фроттаж», чеканили из пластилина.
Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги. Решение задач на занятии по математике.
Задания по счету монет, размену
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. В результате изучения раздела «Труд» ребята пришли к пониманию того, что любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками человека.
Путешествие в Страну профессий с помощью дидактических игр «Магазин», «Кому что нужно для работы», «Профессии». Беседы о профессиях родителей. Рассматривание альбомов по профессиям, сюжетно-ролевые игры.
Игра «Супермаркет» Дает возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость).
Игра «Хочу-надо»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Занятие «Семейный бюджет» вызвало большой интерес у ребят, т. к. очень знакомо и связано непосредственно с их жизнью в семье. На примере сценки: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок, ребята познакомились с понятием семейный бюджет, как он формируется и тратится. Что такое доходы и расходы. Закреплению знаний, полученных на занятии способствовала д. игра «Семейный бюджет».
дидактическая игра «Семейный бюджет»
Игра «Доход-расход» к блоку «Семейный бюджет»
Блок «Реклама» Знакомство с рекламой мы начали с просмотра мультфильма «Как старик корову продавал». Чтения сказки про рекламу. В сказке говорится про волка, который выращивал яблоки и на этом хотел заработать. Ребята помогали продавать волку яблоки. Рекламируя, то есть, нахваливая их. Очень интересная и понятная сказка для детей о работе рекламы в продаже товаров.
После знакомства с рекламным агентством, где делают рекламу возникла идея самим придумать рекламу. Заказы на рекламу принимали от бизнесменов на разные товары (компьютеры, мебель, колбасу, но больше заказов было на рекламу сока.
Дети с родителями посетили банк, в реальной жизни познакомились с работой банковских служащих.
Цель: сформировать первоначальные понятия о структуре банковской системы в России, представления о возможности выгодного хранения денег в банке. Дети стали понимать значения экономических понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «валюта», «номинал», «размен», «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта», «тратить», «одолжить», «сохранить», «вклад», «кредит»
Показываем дорогу в банк сказочным героям, решаем ребусы, рассматриваем энциклопедию, раскраски по теме.
Собраны картотеки загадок, пословиц Цели: научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость.
Буклеты, памятки, консультации для родителей.
Во время беседы «Что такое карманные деньги» дети поделились, что у них есть копилки и они уже имеют опыт копить деньги. Нелля зарабатывает домашним трудом, ей мама дает копейки за домашний труд, Яромиру каждую пятницу дает мама и он их кладет в копилку. Кому-то дарят на день рождения, и они их складывают. Кто-то собирает с пола, найденные монеты.
Ребята с родителями посетили магазины города и попробовали себя в роли покупателя.
Работа по проекту продолжается, планируется провести благотворительный аукцион по продаже картин и поделок сделанных руками ребят.
Спасибо за внимание!