Татьяна Певнева
Поддержка детской инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 107»комбинированного вида
Поддержка детской инициативы самостоятельности детей
Старшая группа № 7
Воспитатель:Певнева Татьяна Петровна
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.
Самостоятельность –
Публикация «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушаков
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей :
1. Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.
2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
3. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей
осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Представляем вашему вниманию опыт по организации предметно-развивающей среды в старшей группе, ориентированной на развитие детской инициативы и самостоятельности
Социально-коммуникативное развитие:
Правила дружной игры
Алгоритм «Убираемигрушки»
Картинки-ситуации по ОБЖ
Макеты
Пожарный щит
Альбом презентаций
Альбом с рисунками детей
Алгоритм сервировки столов
Карта с отметками
Альбомы «Наши мальчики»,«Наши девочки»
Макет «Русские богатыри и красавицы»
Мини-стенд «Наши добрые дела»
Мини-стенд «Чему хочу научиться»
Познавательное развитие:
Ширма «Река времени», «О чем хочу узнать завтра»
Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»
Альбом с зарисовками, дневник наблюдений
Алгоритм действий по уходу за растениями
Карточки-схемы проведения опытов
Коллекции
Лепбуки
Карточки-схемы действий с песком и водой
Набор мелких игрушек
Пооперационные карты
Картотеки «Кубики Никитина»
«Фигурки из счетных палочек»
Лабиринты
Художественно-эстетическое развитие:
Пооперационные карты по лепке, рисованию, аппликации
Схема безопасного обращения с ножницами
Карточки «Дорисуй»
Схема получения цветов и оттенков
Выставки рисунков и поделок
Мобили (совместное творчество)
Схемы построек из различного конструктора
Образцы сложения фигур из счетных палочек
Наборы мелких игрушек
Схемы игры на ксилофоне
Пиктограммы настроения
Модели перевоплощения
фотоальбом «Грим»
Сборник песен
Физическое развитие:
Альбом «Я буду чемпионом»
Схемы «Сделай так же»
Схемы-правила пользования спортивным оборудованием
Тренажеры для глаз
Карты-схемы подвижных игр
Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:
- не стараться всё сразу показывать и объяснять,
- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.
- необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.