Светлана Исаева
Презентация «Оздоровительная направленность в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представляется опыт работы на тему: «Оздоровительная направленность в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста».
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка, те есть дошкольному периоду.
Публикация «Презентация „Оздоровительная направленность в физическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы в работе по оздоровлению детей.
Из вышесказанного вытекает актуальность выбранной нами темы. Она диктуется необходимостью сохранения и укрепления здоровья детей, а также повышения их работоспособности в процессе воспитания и обучения.
Бесспорно, что успешность воспитания и обучения в детском саду определяется уровнем здоровья детей. Данная проблема определила следующую цель: выявление механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
В основу работы была положена следующая гипотеза: Предполагается, что здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием различных двигательных режимов и физкультурно-оздоровительных мероприятий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, в ходе работы нами были поставлены следующие задачи:
Оздоровительные задачи :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами физкультурно – оздоровительных мероприятий;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи :
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств и форм физического воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя несколько взаимосвязанных направлений.
Это - условия, диагностика, развитие движений, лечебно-профилактическая работа, закаливание, здоровый образ жизни и взаимодействие с родителями.
Важным направлением успешного физического развития и оздоровления детей является диагностическая работа. Ежегодно в начале и в конце года детей проверяет выездная медицинская комиссия врачей из ЦРБ. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребёнка и уровень его физической подготовленности. Первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребёнка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности детей. Почти у каждого ребенка есть какие-либо отклонения в физическом развитии и по состоянию здоровья. 76% детей относятся ко 2 группе здоровья. Далее проводится диагностика двигательных навыков по усвоению основных видов движений, основанная на выявлении способностей. В ходе проведения диагностики детей были получены следующие результаты: 20% - высокий уровень, 70% - средний уровень, 10% - низкий уровень. Это говорит о том, что приходя в старшую группу, ребенок имеет определенный уровень усвоения и выполнения основных движений.
С учетом полученных данных была разработана модель комплексного обеспечения физкультурно-оздоровительной работы в МКДОУ д/с Колосок», которая включает в себя: физкультурно-оздоровительную среду, двигательный режим в ДОУ (организованная и самостоятельная деятельность детей, преемственность в работе с родителями в ДОУ, компетентность педагогов по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ, контроль за состоянием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Создание условий по формированию оздоровительной направленности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста, был составлен план работы: игр-занятий, игровых упражнений, развлечений, прогулок.
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. В детском саду функционирует спортивный зал, физкультурные площадки, в каждой группе оборудованы физкультурные уголки, имеется все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной деятельности, для гимнастики после сна, для индивидуальной профилактической работы с детьми, разнообразные атрибуты для подвижных игр, Изготовили универсальное нестандартное оборудование: разнообразные дорожки для профилактики плоскостопия, шнуры, дуги, дорожка-следы, «сухой дождь», хоккейные клюшки «кольцеброс» и многое другое.
В течении года занимались по парциальной программе «Старт» ( авторы: Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, «Круговая тренировка» Шарманова С. Б., «Здоровый ребенок» Маханева М. Д.
В течении года дети посещают занятия по физической культуре 3 раза в неделю. В зависимости от погодных условий занятия провожу на свежем воздухе. Такие занятия намного полезнее, чем в помещении, это благотворно влияет на здоровье детей, их самочувствие. Также провожу занятия с элементами психогимнастики (это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка). На занятиях использую оздоровительную технологию А. А. Уманской «Точечный массаж», пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, хождение по дорожкам здоровья и др.
Поднимает настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами. Использую разные формы организации: традиционная (комплекс упражнений, оздоровительный бег и ходьба в сочетании с ОРУ, подвижная игра, элементы ритмической гимнастики. Также включаю упражнения на восстановление дыхания.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
В своей работе я использую дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой. Дыхательные упражнения восстанавливают нарушенное носовое дыхание; улучшают дренажную функцию легких; положительно влияют на обменные процессы, играющие роль в кровоснабжении; исправляют развивающиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника; повышают сопротивляемость организма, его тонус; улучшают нервно-психическое состояние.
Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение. В систему физкультурно–оздоровительной работы входит оздоровительный час. В его содержание включаю постепенный подъем детей с использованием гимнастики пробуждения (от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей, проведение закаливающих, гигиенических процедур, бесед о здоровье и самочувствии детей.
Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом, общей продолжительностью в течении дня не менее четырех часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое).
Большое внимание уделяю прогулкам-походам. Разработала годовой план прогулок-походов. Планируя поход, учитываю разные виды движений: пройти в приседе под ветками деревьев, сбежать с горки, преодолеть препятствия, встречающиеся на пути и так далее.
Прогулки, подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы.
Особое внимание в режиме дня уделяю закаливанию организма ребенка. Слайд Организовываем проведение закаливание так, чтобы видеть и чувствовать состояние каждого ребенка, уметь создать благоприятный психологический микроклимат. Используем щадящий метод закаливания: босохождение по массажным коврикам, дорожкам из гальки, ребристой доске, расположенным в разных местах группы.
В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.
В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Одно из таких направлений – формирование культурно-гигиенических навыков (полоскать рот после приема пищи, ежедневно мыть шею, лицо, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе, длительное время, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещение туалета). Вся серия мероприятий направлена на то, чтобы выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определять свое состояние. Включаем цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников» Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включаем в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому в своей работе огромное внимание уделяем внедрению технологии «основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Такие занятия проводятся по формуле: «помоги осознать ребенку, зачем ему это нужно – научи в увлекательной форме – приучай выполнять эти действия ежедневно».
В системе мероприятий направленных на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья.
Один раз в месяц проводим День здоровья. Все мероприятия в этот день выносятся на улицу, за исключением приема пищи и сна.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьей.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в сотрудничестве с семьей.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. В совместной работе детского сада и семьи, мы широко используем новые формы работы с родителями: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры, конкурсы, анкетирование, дни открытых дверей, семейные клубы, семейные праздники, почтовый ящик, передвижные библиотеки, диспуты.
Важным и действенным средством подъема физической культуры является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы, которую провожу с детьми.
Дети особенно восприимчивы к убеждениям отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому я стараюсь, совершенствовать методы педагогической пропаганды, активно вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс. Большой традицией стало проведение семейных, спортивных праздников: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День Нептуна», «Сохрани свое здоровье сам», «Банные посиделки» и другие. Целью этих мероприятий является пропаганда здорового образа жизни в семье. Вовлечение пап и мам в такие формы оздоровительной направленности, когда они на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем, и особенно детям, так как это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
Разработала и внедрила в свою работу следующие проекты:
- «Роль прогулок – походов в оздоровлении детей»;
- «Использование здлровьесберегающих технологий в речевом и физическом воспитании детей дошкольного возраста»;
- «Банные посиделки».
В результате проводимой физкультурно-оздоровительной работы отмечается снижение в течении года процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний, пропусков по болезни, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации детей.
Достигнуты хорошие результаты в развитии физических качеств детей. Об этом говорит тот факт, что дети нашего детского сада показывают замечательные результаты на районном уровне. Так, в 2007 году мы заняли 2 место в районной Спартакиаде «Малыш», которая проходила в 3 этапа.
В 2011 году дети нашего детского сада заняли 1 место, из 10 участвующих команд, в районных соревнованиях дошкольников «Уйский крепыш», под руководством партийного проекта Уйского местного отделения партии «Единая Россия».
Работу по воспитанию у ребенка отношения к собственному здоровью как высшей и духовной сути, от которой зависит его будущее благополучие, формирование знаний и практических действий по обеспечению здоровой жизнедеятельности мы осуществляем в системе «Семья – дошкольное учреждение – школа».
Стали традицией встречи детей старшего дошкольного возраста с первоклассниками на спортивных соревнованиях и конкурсно - игровых образовательных программах. Основным результатом целенаправленной работы должна стать реализация единой линии формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и начального школьного образования, осуществление перспективного и последовательного педагогического процесса.
Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и, помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще одним из важнейших направлений физкультурно-оздоровительной работы.
Традиционными в нашем дошкольном учреждении являются мероприятия с участием родителей и детей : спартакиады, праздники, турниры, конкурсно – игровая программа «Мама, папа и я спортивная, веселая и дружная семья», «Праздник Нептуна». Родители охотно участвуют во всех мероприятиях, подают пример детям в воспитании здорового образа жизни. Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями.
Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении.
Я считаю, что проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня детей старшего дошкольного возраста позволяют качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Такая положительная динамика наблюдается в связи с проведением разнообразных оздоровительных мероприятий.
Считаю, что комплексная система физкультурно-оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению медико-педагогических условий для физического развития ребенка.
Таким образом, применение комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей – будущего здоровья нации.