Марина Альмикова
Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ЗНАТЬ КАЖДОМУ ПОЛОЖЕНО
Разработала: Альмикова Марина Николаевна
МБДОУ «Порецкий детский сад «Колокольчик»
1. Анализ ситуации
Актуальность проблемы по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей пятого года жизни …2
Анализ внешней среды….…2
Анализ внутренней среды …4
2. Концептуализация …6
3. Целепологание …7
Проблема проекта …7
Цель проекта …7
Задачи проекта …7
4. Реализация проекта…7
Этапы реализации проекта …8
Публикация «Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Календарно-тематический план работы с детьми пятого года жизни…8
План взаимодействия с родителями …11
План действий по реализации проекта …12
Ресурсы проекта …15
5. Заключение …16
6. Список информационных источников …17
7. Приложения…19
Анкета для родителей ….19
Тест для родителей ….19
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
1.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Безопасность дорожного движения давно приобрела ранг наиболее значимой проблемы России, острой и очень важной. Причем, зачастую ее сравнивают с «войной на дорогах».
В настоящее время в детских садах совершенствуются, обновляются формы и методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Успешно реализуется инновационная общеобразовательная программа «От рождения до школы», разработанная в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями; в которых «Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности» через решение таких задач, как: передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства и др.
Следует сказать, что проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
На основе вышеизложенного, дошкольное учреждение обязано осуществлять обучение детей правилам дорожного движения, прививать ответственность за безопасное поведение на дорогах.
Улица приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин, автомобилей, автобусов, мотоциклов. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Сегодня улицы настолько перегружены транспортом и людьми, что ребенок не зная ПДД оказывается, словно на минном поле. А это несомненно, опасность для жизни и здоровья детей.
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тысяч человек населения в два раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно- транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тысяч единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.
По данным статистики, в 2010 году в Российской Федерации произошли 20 262 дорожно-транспортных происшествия с участием детей до 16 лет, в которых 898 детей погибли, 21 149 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с 2009 годом количество ДТП увеличилось на 1,5%. С участием дошкольников – пешеходов в 2010 году произошло 2948 ДТП, в которых 137 детей погибли, 2853 ребенка были ранены. В 2011 году произошло 532 ДТП, в которых 25 дошкольников-пешеходов погибли, 516 были ранены. С участием дошкольников-пассажиров в 2010 году произошло 3716 ДТП, в которых 247 детей погибли, 3794 были ранены. В Чувашской Республике в 2010 году произошло 1738 ДТП, в которых 288 детей погибли, 2000 были ранены. В 2011 году за период с января по октябрь произошло 1450 ДТП, в которых погибло 211 детей, ранено 1863 ребенка. Еще хочу привести данные Порецкого района, в котором я проживаю. В 2010 году произошло 18 ДТП, в которых погибло 9 детей. 20 ранено. А в 2011 году произошло 20 ДТП, в которых погибло 2 ребенка, ранено 26 детей. По данным медицинских исследований, почти 80% детей, попавших в ДТП, получают серьезные черепно-мозговые травмы в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей,
ключиц, бедер. Травмы (ушибы лица, головы, ног) получили 75% детей-пассажиров; при этом 15% травм приводят к смертельному исходу, некоторые дети остаются инвалидами на всю жизнь. Цифры ужасают.
Большинство несчастных случаев с дошкольниками происходят по причине безнадзорности.
Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребят без присмотра, не будут проходить мимо опасных шалостей детей на проезжей части.
Сколько раз в день мы видим перебегающих дорогу школьников, причем перед очень близко проезжающим транспортом? А почему бы и не преодолеть дорожное полотно там, где надо? Ведь мамы, папы, да и просто
случайные прохожие делают тоже самое. Сколько раз мы наблюдаем несущихся наперерез автобусам, автомобилям подростков на скейтах? Просто по телевизору часто показывают этих «крутых парней», которым наплевать на правила дорожного движения. Только реальная жизнь не виртуальная игра, где столкнувшись, перевернувшись, ударившись, разбившись в дребезги, можно начать все с начала.
Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Таким образом, проблема существует, она очень актуальна, необходимость ее решения продиктована самой жизнью.
1.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ «РУЧЕЕК» ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
В современном селе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно детям, начинающим осваивать азы дорожной азбуки. Чаще всего в критических ситуациях страдают дети. Основными причинами ДТП являются: незнание правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице.
В нашем образовательном учреждении уделяется большое внимание данной проблеме. В методическом кабинете детского сада имеется инструктивный материал, методическая литература, рекомендации, конспекты занятий, сценарии развлечений и викторин, плакаты: «Основы безопасности жизнедеятельности».
Работа по обучению детей правилам дорожного движения осуществляется комплексно, в различных видах детской деятельности. Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию. Знания закрепляются в дидактических играх, развлечениях и конкурсах, викторинах. На территории детского сада находится разметка, где обозначены перекрестки, тротуары, имеются выносные дорожные знаки. На площадке проводятся практические игры – занятия.
В дошкольном учреждении у детей сформированы соответствующие возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы воспитателей является отсутствие ДТП с участием дошкольников, воспитывающихся в нашем детском саду.
В группе, где я работаю, оформлен уголок безопасности. Здесь собран наглядный материал, который включает в себя модели «дорожные знаки», транспортные игрушки, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр; книги, альбомы, дидактические и настольно-печатные игры.
С целью уточнения представлений детей о ПДД, определения их уровня знаний и возможностей проведу диагностическое исследование дошкольников на основе методики Т. И. Даниловой (Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения, 2009). .
Результаты диагностики познавательной сферы дошкольников будут фиксироваться в сводные карты.
Анализ результатов исследования позволит мне сделать вывод: достаточно ли дети владеют информацией о дорожных знаках и о культуре безопасного поведения на улицах и дорогах.
Нельзя вести работу по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей без родителей. Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у детей особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде. Поэтому необходимо убеждать родителей в том, что они прежде всего отвечают за безопасность своих детей. И, что они должны быть хорошим примером для подражания. Безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Хотя «уголок безопасности» у меня в группе оборудован, и дети любят там играть, но он не содержит достаточного количества атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, нарушение ими правил дорожного движения приводит к отсутствию системы взаимодействия с детьми: воспитатель – родитель – ребенок.
Сложившаяся ситуация показывает жизненную необходимость формирования знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей.
Сильные стороны
- имеется уголок безопасности
- составлен план работы с детьми
- имеется план взаимодействия с родителями
Слабые стороны
- недостаточный уровень знаний ПДД у детей
- безучастное отношение родителей воспитанников к поведению детей на проезжей части
Преимущества
- приготовить наглядный материал
- закупить настольно-печатные игры
Угрозы
-Недостаточное финансирование на приобретение материалов, атрибутов
- большая загруженность родителей домашними проблемами
2. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Существование проблем по соблюдению правил дорожного движения диктует необходимость проведения интенсивной работы по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей в различных дорожно-транспортных ситуациях. От того насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Организация процесса по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей может быть эффективной при соблюдении следующих принципов:
- системности;
- интеграции;
- преемственности;
- доступности;
- развивающего воспитания.
Участники проекта:
- воспитатели
- дети средней группы
- родители
- музыкальный руководитель
- инспектор ГИБДД
Сроки реализации проекта:
долгосрочный - декабрь 2011 – август 2014 г. г.
3. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
Проблема проекта:
Какова система работы по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей пятого года жизни
Цель проекта:
Разработать систему работы по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей пятого года жизни.
Задачи проекта:
1. Изучить и подобрать формы работы по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей пятого года жизни.
2. Разработать план взаимодействия с родителями по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей пятого года жизни.
3. Разработать план образовательных мероприятий по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей пятого года жизни.
Ожидаемый результат проекта:
Разработка системы работы по формированию знаний детей о правилах безопасности дорожного движения будет способствовать:
- социальной адаптации ребенка к условиям окружающей действительности;
- созданию условий для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
- появлению интереса у родителей к совместному обучению детей безопасному поведению на дорогах;
- оснащению уголка безопасности в группе.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Виды детской деятельности
Двигательная
- подвижные
- игра–забавы
- развлечения
Познавательная
-Целевые прогулки
-Экскурсии
-наблюдения
Игровая
-Сюжетно-ролевые
-Дидактические
-Настольно-печатные
-развивающие
Речевая
-Чтение художественной литературы
-беседы
Продуктивная
-рисование
-лепка
-аппликация
-художествен труд
Музык-художественная
-театрализованные
-игры-драмматизации
-музыкально-дидактические
-игры-иммитации
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный – декабрь 2011г.
2 этап - основной – январь 2012г. - август 2014г.
3 этап - заключительный – август 2014 г.
Календарно – тематический план работы с детьми
Тема
«Знакомство с улицей»
игра - путешествие.
Программное содержание
Расширять представления об улицах села
Дополнить представление об улице новыми сведениями дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта ит. д.
Форма работы
- Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки»
- Ситуация общения «как правильно вести себя на дороге»
- Чтение С. М Маршака «Светофор»
- Сюжетно – ролевая игра «Автобус»
Тема
«Наш друг светофор»
Лепка «Разноцветный светофорик»
Программное содержание
Закреплять знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. Знакомство со знаками «Пешеходный переход»
Форма работы
- Целевая прогулка по улице
-Игровая ситуация «Приключение светофорика»
- Чтение стих. А Усачева «Домик у перехода»
- Подвижная игра «Цветные автомобили»
Дидактическая игра «Правильно – не правильно»
Тема
«Осторожно зимняя дорога»
Аппликация «Автобус на нашей улице»
Программное содержание
Знакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге. Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности». Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов.
Форма работы
- Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.
- игровая ситуация мы переходим улицу»
-Чтение А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный»
- дидакт. игра «Дорожные знаки»
- игры-забавы на санках
- развлечение «На лесном перекрестке»
Тема
«Знакомство с улицей»-целевая прогулка
Рисование «Машины на дорогах»
Программное содержание
по селу можно ездить на транспорте: автобусе, автомобиле
-правила поведения в общественном транспорте.
Знакомство со знаком дорожного движения «остановка общественного транспорта»
Форма работы
(стихи про транспорт)
- Дидактич. игра
«Пешеходы и транспорт»
- Ситуация общения «Поведение в транспорте»
-Сравнительное наблюдение за транспортом
- игры имитации «Я шофер», «Я машина» - подвижная игра
«Вробушки и автомобиль»
Тема
«Я грамотный пешеход»
конструирование «Строим гараж для машины»
аппликация «Колеса для машины»
Программное содержание
Закреплять знания о работе светофора. Расширять представления о назначении дорожных знаков. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике
Форма работы
Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу»
-сюжетно-ролевая игра «Шофер»
-чтение Т. Александрова «Светофорчик»
- Ситуация общения «К нам едет «Скорая помощь»
- наблюдение за движением машин по зимней дороге
- Игровая ситуация «Правильно – неправильно»
- сюжет. ролев игра «Пешеходы и водители»
Тема
«Осторожно перекресток»
Рисование «Дорога и тротуар»
Программное содержание
Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком. Знакомить с особенностями движения общес. транспорта на перекрестке. Расширить знания о назначении дорожных знаков.
Форма работы
-Игровая ситуация «Я иду по дороге с мамой»;
- Ситуация общения «Как машины людям помогают»
Дидакт. игра «Правила поведения»; Игровая ситуация «Кто самый лучший пешеход»
-Чтение (стихи про перекресток)
Тема
«Мой микрорайон»
Конструирование «Моя родная улица»
Выступление агитбригады «Светофорчик»
Программное содержание
Формировать представления
о безопасности пути от дома к детскому саду. Закреплять представления о назначении дорожных знаков. Учить ориентироваться в макете микрорайона. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов.
Форма работы
- прогулка детей к перекрестку
-сюжет. -ролев игра «Пешеходы и водители»
-Говорящие дорожные знаки»;
- Чтение (стихи о светофоре и о дорожных знаках)
- Ситуация общения «Как я иду в детский сад»; - подв. игры (катание на велосипде);- Ситуац общения «Как прав. кататься на велосипеде»; -Чтение В. И. Мирясова (стихи про транспорт)
-Ситуация общения
Тема
«Пешеход на дороге»
рисование «По дороге с мамой»
июль 2012г.
Совместное развлечение родителей и детей по ПДД «Улица полна неожиданностей»
Программное содержание
Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практич. ситуац.
Продолжать работу на макете микрорайона.
Форма работы
-Ситуация общения «Мы на улице»
- Дидакт игра «Собери светофор»
- игры с макетами микрорайона;
-Чтение А Усачев «Футбольный мяч»
-Дидакт. игра «Путешествие на машинах»
Сюжет. - ролев. игра «Водители и пешеходы»; -Чтен. В. Кожевников «Светофор»
Тема
Кукольный театр «Происшествие в лесу»
Мастерская-выставка: «Дорожные знаки своими руками» (родители и дети)
Программное содержание
С помощью кукольных персонажей закрепить знания детей о ПДД. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил ПДД. Воспитывать внимание, осторожность
Форма работы
- Дидакт игра «Дорожные знаки»
- Ситуация общения «В гостях у Светофорчика»
- Чтение (стихи про знаки, правила движения, про транспорт)
Подв. игра «Цветные автомобили»
-Сюжет. ролев. игра «Автобус»
План взаимодействия с родителями
Содержание деятельности
Проведение родительских собраний: «Дорожная азбука»; «Безопасность» (с приглашением сотрудников ГБДД);
Сроки
декабрь 2011г.
август 2012г.
Результат
Педагогическое просвещение родителей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Расширение представлений, обогащение знаний о правилах дорожного движения. Анализ отношения родителей воспитанников к данной проблеме. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД.
Содержание деятельности
Проведение консультаций: “Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки”
“Вы, ребенок и автомобиль”
“Правила дорожного движения – знать каждому положено»
Сроки
февраль 2012 г.
апрель 2013 г.
июнь 2014 г.
Содержание деятельности
Оформление родительских уголков. Оформление папки передвижки «Правила дорожные детям знать положено»
Сроки
январь 2012г.
март 2013 г.
июнь 2014 г.
Содержание деятельности
Анкетирование родителей
Сроки
декабрь 2011г.
август 2013 г.
Результат
Педагогическое просвещение родителей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Расширение представлений, обогащение знаний о правилах дорожного движения. Анализ отношения родителей воспитанников к данной проблеме. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД.
Содержание деятельности
Профилактические беседы по предупреждению ДТП
Сроки
еженедельно
декабрь 2011г. – август 2014 г.
Содержание деятельности
Выставка семейного творчества: «Будьте осторожны»
Сроки
май 2012г.
Результат
Педагогическое просвещение родителей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Расширение представлений, обогащение знаний о правилах дорожного движения. Анализ отношения родителей воспитанников к данной проблеме. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД.
Содержание деятельности
Фотовыставка: «Учим правила движения»
Сроки
апрель 2013г.
Содержание деятельности
Развлечение по ПДД «Улица полна неожиданностей»
Сроки
июль 2014 г.
Результат
Педагогическое просвещение родителей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Расширение представлений, обогащение знаний о правилах дорожного движения. Анализ отношения родителей воспитанников к данной проблеме. Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Таким образом, изучив новинки педагогической литературы можно сделать вывод: - Разработана система работы по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения у детей пятого года жизни, которая включает: -интеграцию образовательных областей; - виды детской деятельности; - взаимодействие взрослых и детей; -мониторинг усвоения знаний о правилах безопасности дорожного движения.
Подобраны формы работы по формированию у детей знаний о правилах безопасности дорожного движения:
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций, книг;
- игровые ситуации;
- ситуации общения;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- игры – имитации;
- игры – забавы;
- наблюдения;
- целевые прогулки;
- кукольный театр;
- развлечения;
- мастерская-выставка.
Разработан план образовательных мероприятий с детьми, который характеризуется тем, что в плане, в соответствии с Федеральными государственными требованиями отражены модели организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей, и самостоятельная деятельность детей по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения.
Разработан план взаимодействия с родителями, который включает в себя проведение родительских собраний, консультаций, бесед; оформление родительских уголков; разрабатывание для родителей памяток, рекомендаций, тестов, анкет; участие родителей в совместных выставках, фотовыставках, в совместных развлечениях с детьми по формированию знаний о правилах безопасности дорожного движения. То есть будет осуществляться взаимодействие детей и взрослых: - воспитатель – родитель – ребенок.
Список информационных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
5. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
6. Данилова. Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС 2, 2009.-208 с.
7. Дошкольное воспитание // Ежемесячный научно- методический журнал №10 2011г.
8. Дошкольное воспитание // Ежемесячный научно- методический журнал № 7 – 2007 г.
9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
10. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
11. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
12. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. - сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. - 207с.
13. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост. Н. А. Извекова. А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова;. под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
14. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников /авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 219 с.
15. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей». 2008г
16. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. – М. : ТЦ Сфера, 2010, 2- е изд. – 64 с.
17. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.
«Управление ДОУ»// Научно-практический журнал №2 -2009г.
18. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности, конспекты занятий, игры / авт. – сост. Н. В. Коломеец. – Влогоград: Учитель, 2011. – 168с.