Любовь Федотова
Презентация «Плат узорный»
▼ Скачать + Заказать документы
В каждом городе есть свои достопримечательности. Иногда это известные всему миру памятники, музеи. Иногда это достопримечательности только для людей, живущих в данном городе. Я хочу с помощью презентации познакомить вас с одной из наших достопримечательностей, известной всему миру – это павлово – посадский платок.
Слайд 2
Введение детей в мир культуры начинается с ближайшего окружения, доступного для непосредственного взаимодействия. Одним из компонентов такого окружения для дошкольников, живущих в Павловском Посаде являются изделия народного промысла известной на весь мир павлово - посадской шали, поэтому в системе детского сада особая роль отводится знакомству детей с этим промыслом.
Темочки:
Слайд 3
Цель : Формирование чувства любви к родному городу и уважения к его
традициям.
Задачи:
1. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.
2. Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности народного промысла.
3. Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения, Стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу.
Слайд 5 - 8
Раньше женщины всех сословий носили платки на голове, на плечах. Платки являлись частью русского костюма. Художники писали картины, изображая женщин в платках. Платки очень нарядные. Они придают женщине красоту, величавость, служат защитой от холода, сохраняя тепло и здоровье. Узорные платки носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком. Накинет на плечи праздничный платок женщина, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица!
Слайд 9
В сказках девушки тоже изображались в платках, как и было принято на Руси.
Слайд 10
Чтобы женщины всех сословий могли порадоваться, глядя на себя в зеркало, и покрасоваться «на людях», с середины ХIХ века в России начали производство шалей с набивным рисунком. Они стали гораздо дешевле тканых. Вот теперь шаль становится доступной для всех слоёв российского общества. Самой большой популярностью стали пользоваться Павлово - посадские платки. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом
Слайд 11
История предприятия насчитывает более ста лет. Производство знаменитых павлово - посадских платков и шалей было налажено здесь в начале 60-х годов XIX века купцами Яковом Лабзиным и Василием Грязновым.
В те времена, платки делали вручную. А теперь основу платка изготавливают на ткацком станке, а рисунок наносят чаще всего с помощью печатной машины. Над созданием платка трудятся разные мастера: художники, которые составляют узор; ткачи ткут ткань из тонких шерстяных ниток; красильщики красят ткань в разные тона; набойщики переносят узоры на платок.
Слайд 12
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу.
Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
На платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде школа платочного рисунка. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка
Слайд 13
С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: «манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Такая операция называлась «набойка».
В 70-х годах ХХ века ручную технологию сменила машинная.
Часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шёлковых или капроновых сетчатых шаблонов.
Слайд 14
С тех пор платки стали не столь многоцветными, поскольку ручная набивка позволяет художнику не ограничивать количество цветов, а машинная допускает максимум 23 цвета в рисунке.
Слайд 15
Все павлово – посадские платки разные. Каждый платок имеет свое название и выпускается в 3 – 4 цветовых гаммах. Каждый имеет свой фон и рисунок, орнамент. Фон – это основной цвет платка, на котором располагаются элементы узора.
Слайд 16
Основным цветком считается роза. Недаром на гербе Павловского Посада тоже нарисована роза, а отличительным знаком павлово – посадских платков является фирменный знак - роза.
Слайд 17
Посмотрите на платок,
На платке расцвёл цветок!
Красный, жёлтый, голубой,
Удивительный такой!
Посмотрите на платок:
Вот зелёненький листок,
Завитки как кружева,
Словно мягкая трава
На платке богат узор -
Цветом красок ярких, ярких
Лучше не найти подарка!
Слайд 18 -20
Характерным мотивом в рисунках Павловских шалей является растительный орнамент. Он состоит из цветов с листьями. Чаще всего это розы, хорошо прорисованные, популярны полевые цветы: васильки, ромашки. В композиции шали выделяются углы. Где размещаются более крупные формы, или же мелкие, соединенные в букет. Красивы орнаменты в виде кругов – цветочные гирлянды, сплетение из маков, ромашек и пионов; многоцветные букеты, венки из роз, колокольчиков, незабудок, бутонов и листьев.
Особенно нарядно украшен на платках угол, ниспадающий на спину, ведь именно он хорошо виден.
Главным символом платка стала роза, которая играет всеми цветами радуги. Благодаря современным технологиям роза, изображенная на платках, выглядит как настоящая.
Второй по значимости цветок — георгины. Ими часто украшают палантины и шали. Эти цветы могут быть разных оттенков и размеров. Сейчас популярны платки с крупными голубыми, розовыми и фиолетовыми георгинами.
Кроме роз и георгинов на платках встречаются пионы, лилии, тюльпаны, ирисы, подсолнухи, букетики полевых цветов — незабудки, маки, ромашки, васильки, колокольчики, гроздья рябины.
Визитная карточка павлово - посадского платка — расположение узора на ткани. Углы украшают броские цветы. Рисунок крупный по краям, к центру становится мельче. Именно по этой схеме узнают павлово - посадский платок. Подделать его невозможно. Ведь технология производства складывалась годами и передавалась мастерами по наследству. Филигранная проработка деталей рисунка не доступна никому, кроме павловских мастеров. И даже после автоматизации процесса печати рисунка сохраняются традиционные приемы и особенности этого народного промысла.
Слайд 21
Если платок разделить на 4 части, то мы увидим, что каждая часть повторяется.
Слайд 22
Павлово - посадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах
Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся Россия
Их берегут, словно честь.
Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павлово- посадскую шаль!
Слайд 23-24
В Павловском Посаде есть музей «Истории платка и шали», который был открыт в марте 2002 года. Музей создан по инициативе жителя города Владимира Федоровича Шишенина Основой фондов музея и экспозиции стала собранная им коллекция платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта ХVIII-ХХ в. в. На данный момент в музее насчитывается более 400 экспонатов, которые расположены на площади в 200 квадратных метров. Основное место в фондах музея занимает коллекция платков и шалей из разных видов тканей конца XVIII — начала XX в. в., в том числе шали шерстяные ручной набойки, платки памятные и уникальные шерстяные и шёлковые панно советского периода.