наталья юхник
Организация и проведение занятий по рисованию для разновозрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и проведение занятий по рисованию»
(гр. раннего возраста,мл. гр., ср. гр.)
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Александрович Сухомлинский
Рисование - это жанр и вид в изобразительном искусстве
и соответствующая техника, которые создают зрительный
Публикация «Организация и проведение занятий по рисованию для разновозрастных групп» размещена в разделах
образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам, преимущественно из линий и штрихов. Рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.
Занятие – форма организации обучения в д/у, обязательная для всех детей, ограниченная временными рамками и имеющая свою специфическую структуру
I. Вступительная часть:
- организационный момент
- сообщение темы и цели занятия в увлекательной форме, постановку игровой задачи перед детьми.
II. Объяснение задания:
- рассматривание или обследование объекта, подлежащего изображению,
показ действий (полный или частичный) в сочетании с объяснениями.
III. Самостоятельная работа детей - воспитатель оказывает необходимую помощь детям, осуществляет индивидуальный подход. За несколько минут до окончания этой части занятия, воспитатель напоминает детям, что пора заканчивать работу.
IV Анализ детских работ – обязательная часть занятия по изобразительной деятельности. В раннем и младшем дошкольном возрасте оценка детям дается общая -положительная. С 5-го года жизни – адекватная. Тактично указывается на ошибки, дети привлекаются к анализу работ.
1. Предварительная работа с детьми по теме занятия
2. Подготовка демонстрационного и изобразительного материала для раздачи детям.
Ход занятия
1. Вводная часть
Методические приемы:
—создание атмосферы змоционально-эстетического восприятия предмета или явления, предложенного для изображения;
—качественный анализ предмета;
—показ изобразительных приемов;
—повторный показ.
2. Основная часть
Самостоятельная работа детей и индивидуальная работа с детьми в процессе занятия
3. Заключительная часть
Просмотр работ, подведение итога занятия и переключение внимания детей к другому виду деятельности
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:
•РИСОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
•СЮЖЕТНОЕ РИСОВАНИЕ
•ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Предметное рисование - это рисование детьми отдельных предметов. Оно углубляет представления детей о многообразии и эстетическое богатство предметного мира, формирует способность к зрительной оценке внешних признаков предмета, рисуя, дети усваивают элементарные знания о средствах выразительности и технические приемы изображения, приобретают графические умения и навыки
рисование по памяти – развивает зрительную память, образное мышление, наблюдательность;
рисование с натуры – дети учатся видеть предметы, воспринимать форму, цвет и воспроизводить все это в рисунках. Необходимо детально анализировать натуру. Предмет должен быть четким по форме и строению;
по предварительному наблюдению – сначала показывают конкретный предмет, изучают его, запоминают, а потом рисуют.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие :
• Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
• Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
• Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
• Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Сюжетное рисование- это объединение в рисунке нескольких предметов, расположенных на листе в соответствии с сюжетом. В своих рисунках дети стремятся не только воссоздать окружающее, но и выразить свое отношение к нему. Главное в создании сюжетного рисунка - это композиция, именно она определяет размещение основных структурных единиц рисунка в пространстве и времени.
по собственному замыслу – необходимо объяснить, как лучше передать в рисунке задуманное не навязывая своего мнения. Ребенку предоставляется возможность реализовать свои идеи;
рисование на заданную тему – должно быть понятным, простым и интересным. Внимание детей направляется на главное, чтобы осознать, что именно будут рисовать;
рисование иллюстраций к прочитанным произведениям – подобно рисованию на заданную тему. Внимание детей сосредотачивается на определенном эпизоде. Необходимо помочь выделить главное, правильно скомпоновать рисунок
Общими задачами обучения сюжетному рисованию для всех возрастных групп являются следующие :
•Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
• Научить передавать взаимодействия между объектами;
•Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве
Декоративное рисование в дошкольном учреждении - это рисование различных орнаментов с помощью гуашевых красок, карандашей на плоскости бумаги и объемных изделиях из глины, папье-маше.
Обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
Элементы:
Мазок – лёгкий декоративный элемент и включается в узор первым.
Точка требует овладения новым приёмом работы с кистью (кисть держится вертикально) и развитий координации движений.
Чередование – сложный элемент, основан на сочетании нескольких форм (чередование либо по форме, либо по цвету
Общими задачами обучения декоративному рисованию для всех возрастных групп, начиная со ср. гр., являются следующие:
• Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
• Развивать чувство цвета;
• Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
•Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Виды рисования :
В группе раннего возраста – только предметное рисование-прямые линии в разных направлениях, округлые формы приемом «наматывания клубочка» и одним плавным движением
В младшей группе - предметное рисование -предметы округлых и прямоугольных форм или состоящие из этих форм (многочастные предметы)
Подготовка к сюжетному рисованию с использованием приема сотворчества
Некоторые задания в младшей группе носят декоративный характер (например, украсить полосками края платочка). Цель такого задания не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
В средней группе - предметное рисование (рисование игрушек, птиц, животных, человека в длинной одежде,на основе геометрических форм, дужковый способ изображения. Тематика – опора на личный опыт,наблюдения, по мотивам литературных произведений)
Сюжетное рисование -изображение2-3 предметов, объединенных между собой по смыслу, фризовое расположение на полосе по всей поверхности листа. Тематика – опора на личный опыт, наблюдения, по мотивам литературных произведений
Декоративное рисование -непосредственное обучение детей декоративному рисованию начинается с четырех лет, украшение полосы,круга, квадрата,треугольника,силуэтов одежды, посуды, игрушек узором по образцу и самостоятельное придумывание узора с использованием элементов геометрического или растительного орнамента, украшение на основе знакомства с изделиями декоративно – прикладного искуссства (дымка, белорусская вышивка, ритмичное и зеркально – симметричное расположение элементов узора
Задачи обучения рисованию
Группа раннего возраста
•Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат
•Познакомить с материалами для рисования (красками, карандашами) и приемами пользования ими
•Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета
•Научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм
• Одна из главных задач, научить правильно держать карандаш (тремя пальчиками а не в кулачке, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима, следить за движением руки и регулировать силу нажима, набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги,научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый, узнавать и называть изображение предмета по цвету;
развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, учить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования; учить рисовать предметы и явления как показанные воспитателем, так и по памяти.
Младшая группа
Продолжать прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности, учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки,учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге, аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды, вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой.
Знакомить детей со свойствами красок, учить их рисовать красками двух-трех цветов, учить различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый, знать их оттенки (розовый, голубой, серый).Пробудить у ребенка желание самостоятельно выбирать цвет и использовать цветовые пятна как основу выразительности рисунка,начать обучение приемам изображения предмета, т. е. научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);
развивать композиционные навыки. Учить композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги (в середине листа бумаги); - совершенствовать технические навыки. Учить рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые, а также замыкать их; учить детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной форм. - учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке, различать и называть форму предметов, их размеры. - знакомить детей с конструктивным построением несложных предметов, дать им понятие о том, что форма может состоять из отдельных частей (демонстрируя предметы, которые состоят из двух-трех частей, одинаковых по форме, но разных по величине,помочь им освоить изображения предметов, которые можно передать, используя умение рисовать прямые линии (и их сочетания) и округлые формы, развивать навыки изображения различных предметов, состоящих из сочетания линий, обучать детей рисованию предметов круглой формы, выработке у них необходимого для этого формообразующего движения
Средняя группа
Закреплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность,учить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; учить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.
Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания,учиться грамотно размещать изображение на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя красками, совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные, наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов учиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий);учиться передавать в рисунках впечатление от осеннихзимних, весенних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки; учить передавать строение предметов, расположение частей (вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны,учить передавать в рисунке предметы окружающей действительности (деревья, птиц, животных, фигуру человека.
Важной задачей обучения декоротивному рисованию является — развитие умения составлять узоры, учитывать ритм, симметрию, цвет, ребята должны уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, правильно анализировать и оценивать свою работу и рисунки других детей.
Методы и приемы, используемые на занятиях по рисованию
Младший дошкольный возраст:
• Наблюдение за объектом изображения (предмет должен быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного).
• Метод пассивных движений (воспроизведение движений рукой в воздухе, затем это движение повторяются вместе с детьми).
• Показ способов изображения
• Художественное слово (используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя).
• Прием дорисовывания
• Прием «рука в руке»
Средний дошкольный возраст:
• Использование натуры несложной формы (Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части, кукла-неваляшка (4 части).)
• Художественное слово (можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни).
• Показ способов изображения (продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.)
• Образец рисунка в декоративном рисовании (в предметном и сюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка).
• Наглядное моделирование (опорные схемы, заместители, пиктограммы,мнемотаблицы
Нетрадиционное рисование :
Младшая группа (2, 3,4 года) - рисование жесткой полусухой кистью, пальчиком,рисование ладошкой,рисование ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой.
Средняя группа (4-5 лет) –кляксография, ниткография, оттиск поролоном,оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, свеча +акварель, рисование мятой бумагой, монотипия предметная.