Надежда Сидоренко
Презентация опыта работы по проекту «Математика и малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация опыта работы по проекту «Математика и малыши»
по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста воспитателя 1 младшей группы МБДОУ детский сад «Алёнушка» Сидоренко Н. Г.
Слайд № 1.
Публикация «Презентация опыта работы по проекту „Математика и малыши“» размещена в разделах
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается презентация опыта работы воспитателя 1-ой младшей группы МБДОУ детского сада «Алёнушка» Сидоренко Н. Г. по проекту «Математика и малыши». Данный проект разработан для группы раннего возраста. Проект – групповой, обучающий, игровой; реализовывался проект внутри детского сада. Участники проекта : педагоги первой младшей группы, дети 2-3 лет, воспитатели и специалисты дошкольной организации, родители воспитанников группы раннего возраста.
Слайд № 2 Актуальность.
Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребёнка. От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста в ходе детского экспериментирования, практических действий у детей необходимо развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать. Процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Малыш стремится к активной деятельности, и как важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию, воспитать у малышей потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений.
Актуальность этого вопроса послужила основой для создания мною проекта «Математика и малыши».
Слайд № 3 Цели и задачи проекта.
В процессе реализации проекта, целью которого я поставила создание условий для формирования элементарных математических представлений, мною решались задачи по обогащению предметно-развивающей среды, привлечению внимания воспитателей и родителей моих воспитанников к решению проблем по математическому развитию детей раннего возраста. Используя различные формы и виды детской деятельности, решала задачи по формированию представлений о множестве и действиям с ним; сопоставлению предметов по величине, по форме, по накоплению детьми опыта практического освоения окружающего пространства, расширению опыта ориентировки в частях собственного тела. Для развития познавательного интереса к первоначальным математическим представлениям апробировала систему игр и упражнений по усвоению математического материала зоны ближайшего развития.
Слайд № 4. Ожидаемые результаты.
Успешно реализуя цель и задачи, я планировала получить следующие результаты:
Дети:
проявляют познавательную активность;
формируют группы однородных предметов, различают количество предметов: один - много, много-один, много – много;
составляют равные группы предметов, используя приёмы наложения и приложения;
различают и сопоставляют предметы по величине и форме; имеют представления о геометрических фигурах;
легко ориентируются в ближайшем пространственном окружении, в частях собственного тела, в пространстве относительно себя. Воспитатели повысят свою педагогическую компетентность в вопросах математического развития детей раннего возраста, у них появятся желание работать в данном направлении, практические умения. Родители станут более активными участниками мероприятий, проводимых в группе и в детском саду.
Слайд № 5. Реализация проекта в подготовительный период.
В период подготовительного этапа я изучала литературу по вопросам математического развития детей раннего возраста, наметила основные направления работы с детьми, с педагогами ДОУ, с родителями воспитанников группы; большое внимание уделила созданию предметно-развивающей среды, как покупая дополнительно счётный материал, так и самостоятельно изготавливая наглядные пособия и игры математического содержания. Всю работу с детьми по математическому развитию разделила на основные направления:
организация игровых упражнений на различение количества, цвета, величины, формы предметов; на развитие первых пространственных ориентировок;
определение зоны ближайшего индивидуального математического развития детей и разработка игровых упражнений для её реализации;
создание ситуаций содружества, содеятельности с целью повышения активности детей в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач, развития у детей психологических процессов, познавательной активности.
Слайд № 6 Формирование групп однородных предметов.
Для организации игровых упражнений по развитию умения формировать группы однородных предметов я использовала имеющийся в группе игровой и дидактический материал, родителям воспитанников советовала использовать дома предметы домашнего обихода, находя их на кухне, в игровой комнате ребёнка, в шкафу с одеждой и т. п. Система игровых заданий и упражнений стала не только первой ступенькой по формированию первоначальных математических представлений о количестве, но и способствовала развитию у детей психологических процессов (восприятия, внимания, мышления, речи, самостоятельности и активности в действиях с предметами. Игры я проводила как в процессе комплексных занятий, так и в ходе совместной с детьми деятельности.
Слайды 7, 8. Различение количества предметов.
Расширение представлений о множестве, различение его по количеству (много, один, мало) в окружающем пространстве проходило в игровой деятельности, в процессе которой создавались ситуации для выбора, сбора, раскладывания групп предметов и называния их количества. Первое знакомство с множествами начиналось в специально созданной воспитателем обстановке. Затем дети самостоятельно составляли группы предметов, я же побуждала их использовать в речи нужные слова и выразительные жесты: «один» - дети показывают один палец, «много» - широкий обводящий жест рукой.
Использование разнообразного игрового материала активизировало практические действия детей с предметами, способствовало развитию познавательного интереса к первоначальным математическим представлениям.
Слайд № 9. Составление равных групп предметов, используя приёмы наложения и приложения.
Практический опыт, накопленный в результате совместной и самостоятельной деятельности детей, повышенный интерес к заданиям с математическим содержанием создал необходимую основу для успешного формирования представлений о количестве на следующий возрастной этап. Дети довольно легко создавали равные группы предметов, используя приёмы наложения и приложения. В предлагаемых игровых ситуациях в процессе совместной с детьми деятельности я старалась голосом выделить предлагаемый приём, не называя его, что повышало активность детей в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач.
Слайд № 10. Формирование умений различать предметы по величине.
Побуждая детей к выполнению разнообразных практических действий по различению и сопоставлению предметов по величине, прежде всего, привлекала внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи. Предлагала в режимные моменты игровые задания на сопоставление как однородных, так и разнородных предметов по величине и составление из них пар. В процессе игровой деятельности с вкладышами, мозаикой и другим игровым материалом поощряла исследовательский интерес детей, проведение простейших наблюдений. Поддерживала интерес к самостоятельному сооружению построек из строительного материала, используя полученные ранее умения сопоставлять детали по величине.
Поощряла стремление детей к раскладыванию предметов разной величины от большего к меньшему и, наоборот, в пределах 3 размеров и обозначению словами: большой, поменьше, маленький. С целью уточнения и закрепления представлений о величине проводила в процессе совместной с детьми деятельности дидактические игры и упражнения, широко использовала настольно- печатные игры, в ходе совместных математических игротек давала советы родителям по использованию домашнего игрового материала и материала домашнего обихода.
Слайды № 11-12. Формирование умений различать предметы по форме.
Восприятие и выделение формы не происходит само собой. Этому надо учить ребёнка, и одним из наиболее эффективных способов такого обучения являлись игры. Действуя в режимные моменты, в процессе совместной деятельности с детьми с предметами разной формы, малыши учились обследовать их одновременно зрительным и осязательным способом. Эти игры способствовали как развитию восприятия формы, так и развитию координации руки и глаза. Обогащала представления детей о форме, побуждая к выполнению разнообразных практических действий по различению и сопоставлению предметов по форме (куб. шар, кирпичик). С целью усложнения заданий для работы с детьми, кроме представленных на слайдах материалов к играм, использовала блоки Дьенеша, разнообразные вкладыши (Мягкий конструктор). Вместе с детьми непосредственно сравнивали фигуры друг с другом, зрительно сопоставляли фигуры и подбирали их по форме, величине. Часто сооружали различные постройки из строительного материала, как в ходе комплексных занятий, так и в совместной с детьми деятельности. Обыгрывая их, привлекала внимание малышей к называнию деталей построек.
Слайд № 13. Накопление опыта ориентировки в пространстве.
Игры-путешествия, разнообразные дидактические игры, игры на нахождение предметов в окружающем пространстве способствовали накоплению опыта восприятия ближайшего пространственного окружения. Организация и проведение игровых заданий, разнообразных физкультминуток, подвижных игр, обыгрывание потешек, стихотворений с движением, упражнений на развитие мелкой и общей моторики, организуемые в режимные моменты, позволили детям накопить опыт ориентировки в частях собственного тела, стимулировали развитие психических процессов, координации движений, двигательной активности. С целью усложнения работы с детьми по ориентировке в пространстве, я предлагала детям в совместной деятельности с детьми игровые задания и упражнения на определение парных пространственных направлений от себя (вверху, внизу, впереди, сзади, на нахождение и расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, слева, справа, на понимание и использование в речи предлогов, выражающих пространственные отношения. Предлагаемые игровые задания стимулировали активизацию практических действий с предметами, развитие психических процессов.
Слайд № 14 Работа с воспитателями и родителями воспитанников.
В рамках проекта для воспитателей и родителей организовала консультации, как групповые, так и индивидуальные, тематические встречи, оформляла педагогические ширмы, познакомила их с наглядным материалом, который я использовала в работе с детьми по математическому развитию, организовав выставку картинного материала, наглядно-дидактических пособий, настольно-печатных игр. Развитию интереса к проблеме математического развития малышей способствовали и организуемые совместные с детьми игротеки.
Слайд 15. Заключительный этап. Проводимая работа в рамках проекта дала положительные результаты, которые вы видите на экране. Однако необходимо продолжать пополнять картотеку игр, игровой и наглядный материал по математическому развитию; - внедрять активные формы взаимодействия с родителями воспитанников и педагогами ДОУ по развитию у детей познавательного интереса к первоначальным математическим представлениям. «Главное – расширить для ребёнка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних». Пусть эти слова В. Алямовской станут для вас, уважаемые коллеги, путеводной звёздочкой в деле воспитания и развития ваших малышей.
Спасибо за внимание.