Марина Платонова
Опыт работы по формированию временных представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. «Презентация опыта работы по формированию временных представлений у старших дошкольников»
Автор- Платонова Марина Викторовна.
2 слайд. Актуальность
Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени : текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно», - так и с особенностями детского мышления.
Публикация «Опыт работы по формированию временных представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждают человека быть собранным, точным, помогает более рационально его использовать.
Начиная с первого класса, время становится регулятором жизни. Если к моменту поступления в школу не развиты временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности (не умение работать в одном темпе, во время выполнять задания, опоздания на занятия и т. д.). Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные его отрезки.
3 слайд. С целью создания оптимальных условий для формирования у детей временных представлений, мною создан Музей часов, позволяющий использовать в работе самые различные средства и способы «материализации» времени.
4 слайд. В музее собраны разные виды часов: песочные, солнечные, наручные, настольные, будильники, секундомер.
5 слайд. Аспекты деятельности мини-музея:
6 слайд. Цели:
7 слайд. Принципы:
8 слайд. Задачи мини-музея:
9 слайд. Образовательные задачи:
10 слайд. Развивающие задачи:
11 слайд. Воспитательные задачи:
12 слайд. План работы по созданию мини-музея «Часы» :
13 слайд. Подготовительный этап:
14 слайд. (фотография ребенка до года, фотография 6-ти летнего ребенка и рисунок «Кем я стану, когда вырасту»)
15 слайд. (домашние увлечения в течении недели)
16 слайд. Информационный материал :
17 слайд. Практический этап:
18 слайд. Перечень наглядного материала:
Закрепление отрезков времени (утро, день, вечер, ночь, сутки).
Дети знакомились с репродукциями картин известных художников - это позволяет ребенку лучше понять отражение событий в разное время суток.
19 слайд. Уточнение знаний о днях недели и их последовательности.
Использовались наглядные модели «Веселая неделя» «Наша неделя».
Для закрепления последовательности дней недели дети действовали с карточками – символами – разноцветными прямоугольниками с изображением печатных цифр от 1 до 7 с надписями: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
20 слайд. Продуктивная деятельность (в данном случае рисование) организовалась в форме партнерской деятельности. Дети по подгруппам рисовали дни недели: 1. цветными цифрами. 2. числовыми фигурами. 3. римскими цифрами. 4. Кубиками. По реке плывут недельки. 4 недельки превращаются в месяц, а из 12 месяцев получится год.
21 слайд. Модели позволяют показать основные свойства времени : текучесть, необратимость, периодичность; временную длительность и временную последовательность явлений, событий, действий.
22 слайд. На карте обозначены несколько городов: Москва – столица России, Санкт – Петербург, где живут воспитанники детского сада, Владивосток и Петропавловск – Камчатский. Возле этих городов обозначено разное время. Работая с картой, дети узнают стороны света – север, юг, запад, восток и время, по которому там живут люди.
23 слайд. Дети знакомились с разными видами часов, их ролью в жизни людей, учились распознавать время на часах, понимать такие меры времени как час, минута и секунда. Они начали осознавать, что часы служат средством регуляции деятельности детей и взрослых.
Песочные часы дают возможность наблюдать текучесть минуты. Таким образом, с помощью приборов измерения времени у детей развивается чувство времени.
24 слайд. Рассказы, сказки, стихи; малые формы фольклора : загадки, пословицы, поговорки, потешки. В художественной литературе, в условной образной форме, изображено время действия, течение и изменение времени.
25 слайд.
26 слайд. Экспериментирование :
«Водяные часы» В верхний сосуд дети наливали подкрашенную воду и наблюдали, с помощью песочных часов, за какое время вода вытечет в нижний сосуд. На наших водяных часах оно составляло 3 минуты.
Опыты с использованием песочных часов.
27 слайд. Дети рисовали циферблат, соблюдая правильное расположение цифр и заданное время.
28 слайд. В работе использовались пособия:
«Колодец времени» - он демонстрирует глубину и бездонность времени. На длинной веревке завязаны узелки, символизирующие разные эпохи. При этом важно, чтобы дети осмыслели, какой узелок (эпоха) самый «древний». Подобное пособие развивает историческую интуицию детей, символическое мышление, способствует расширению ассоциативных связей.
«Лента времени» - символизирует неразрывность прошлого, настоящего и будущего.
29 слайд. Результаты работы :
Эффективность опыта представлена в виде диаграммы, проводившейся в группе: начало – в старшей группе (2013 года) и итоговая – в подготовительной группе (январь 2014 года)
Опыт работы показывает, что такая среда в группе создает возможность интеграции различных видов деятельности на основе формирования временных представлений детей : поисковой, игровой, изобразительной, элементарно – исследовательской и др. Дети вовлекаются в разные виды общения, имеют возможность «продвигаться» индивидуальным темпом, овладеть словарем, отражающим временные отношения.
В итоге дети этой группы неплохо определяют время, хорошо знают историю появления тех или иных часов, могут провести «экскурсию» по музею «Часов», находящимся в группе.