Елена Капитонова
Презентация «Нетрадиционные техники, Су-джок, пуговичная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники, Су-джок, пуговичная терапия»
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Капитонова Елена Федоровна, я работаю учителем-логопедом в д/с№7 «Сказочная полянка». Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
Слайд 1. Тема моего мастер – класса «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи».
Слайд 2.
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Слайд 3.
Задачи:
Публикация «Презентация „Нетрадиционные техники, Су-джок, пуговичная терапия“» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Пуговицы, пуговки
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;
3. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов Су – Джок терапии, пуговичной терапии.
Слайд 4.
Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Слайд 5
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского языка – это движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка и другое – это все мелкая моторика.
Слайд 6.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Слайд 7 .
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, пуговичная терапия.
Слайд 8.
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су-джок – массажеры идут в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыка употребления предлогов, развития психических процессов. Занятия достаточно просты, поэтому ребенок может выполнять их дома вместе с родителями.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии.
Слайд 9.
Пальчиковые игры с шариком массажером Су – Джок
Слайд 10.
Пальчиковая игра «Мячик»
Слайд 11.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
Слайд 12
Автоматизация звуков
Педагог поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А младшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А младшую зовут Наташа (мизинец)
Слайд 13
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много».
Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Много-один»
Слайд 14
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов:
на столе стаканчик, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в стаканчик; синий – под стаканчик; зеленый – около стаканчика;
Затем наоборот, ребенок должен описать действие педагога.
Слайд 15
Развитие памяти и внимания
“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй” : дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ;
ребенок закрывает глаза, педагог надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Слайд 16
Пуговичная терапия.
Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счётом. А ещё такие игры развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию, точность движений и внимание, математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать, логику, эмоциональное и творческое развитие. Упражняясь с пуговицами, ребёнок развивает координацию движений, усидчивость и произвольность психических процессов. Все занятия с пуговицами должны проходить под контролем взрослых!
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются.
Слайд 17
Приведу несколько примеров игр с пуговицами.
Поднимание пуговиц.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
Слайд 18
Подбери пуговицу.
Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.
Слайд 19
Игра «Аквариум»
Наполняем ёмкость водой комнатной температуры. Затем предлагаем детям «превратить» пуговицы в рыбок, придумать им названия и запустить их в аквариум. Дети рассматривают «рыбок», придумывают им названия. Затем тот ребёнок, который правильно назвал «рыбку», может взять её из аквариума. Игра заканчивается, когда в аквариуме не останется ни одной рыбки – пуговицы. Выигрывает тот, кто назовёт и достанет наибольшее количество пуговиц.
Игра на автоматизацию звука р. Назови слова со звуком р в начале слова и вытащи пуговицу.
Слайд 20
Методы развития мелкой моторики – Су-Джок и пуговичная терапия позволили достичь определенных результатов:
- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям.