Татьяна Фокина
Настольный кукольный театр
▼ Скачать + Заказать документы
Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия в отличие, на-пример, от стенда в театре на фланелеграфе, театре теней, театре «Живые картинки».
Публикация «Настольный кукольный театр» размещена в разделах
- Настольный театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней познакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном времени возникновения настольного театра, но не ошибемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах.
И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору – будь то лавка, пенек пли что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.
Настольный театр и его куклы в числе еще нескольких театров (театр картинок на фланелеграфе, театр «Живые картинки») получил свою постоянную прописку в детских дошкольных учреждениях в отличие от театров, которые существуют еще и в профессиональном искусстве и которыми занимаются отдельно, не смешивая с другими видами деятельности (театр теней, марионеток и др.).
Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка и т. д., главное в этом театре – куклы : куклы-игрушки и куклы-картинки. Куклы эти имеют простое устройство, а иногда не имеют никакого специального устройства – это могут быть обычные игрушки, с которыми ребенок играет и данный момент.
Чаще всего используют фабричные игрушки, но в настольном театре очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Изготавливая игрушки, дети сами определяют их образы, создают героев к определенным сказкам, другим произведениям.
При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, соблюдаем принцип соразмерности. Для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой пли ниже, учитывая соотно-шение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству. Игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, поролон, картон, природный материал).
Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использование театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в настольном театре представлены куклы всех объемов.
1. Плоские – их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются.
2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, па которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т. д.
3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые — особенно мягкие и др., игрушки из природного материала; объемные поделки из бумаги, поролона и др.
Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных частей: плоскостная фигурка с движущимися конечностями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей, -туловище, голова, руки, ноги (у животных – лапы).
Передвигаются по-разному: с помощью только рук кукловода, с помо-щью проволочки, магнита. Кукла изначально может иметь устойчивую опору пли в качестве опоры может служить подставка. В некоторых случаях можно обойтись без подставки, согнув лист картона с изоб-ражением фигурки пополам под углом примерно в 60°. Если изображение на фигурке-картинке с одной стороны, то такие односторонние плоские фигурки передвигаются без поворота в одном направлении. Более совершенные двухсторонние, а также объемные фигурки передвигаются в любом направлении, поворачиваются обеими сторонами.
Управление куклами в настольном театре имеет свои особенности, и о них мы поговорим отдельно, а здесь скажем о том, что куклы в настольном театре чаще всего являются открыто управляемыми, т. е. кукловод и его руки не спрятаны от зрителя, при этом кукловод oрганизует свое управление куклами так, что основное внимание зрителя концентрируется на главном – на куклах. Управление куклами может стать менее заметным (пли почти незаметным, если спектакль настольного театра будет оформлен с применением невысокого барьера (для театра картинок на высоких подставках, сценического ящика (для фигурок, управляемых с помощью проволочки, прикрепленной к фигурке сверху или сзади).
Использование настольного театра в дошкольных учреждениях, а также в семье универсально – от мини-театрализованной игры одного ребенка до специального подготовленного спектакля с участием артистов и зрителей.
Настольный кукольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях
Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопровождая действия хоровым или индивидуальным декламированием, пением под аккомпанемент или без него. Возможно и обратное — взрослый читает, а дети изображают с помощью кукол. Наряду с произнесением слов героев может идти комментарий их действий, внешнего вида, что также усилит впечатление, облегчит восприятие.
При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее используемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.
При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами, много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей боль-ше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие!