Лучший педагог года

Статья «Опытно-экспериментальная деятельность — самое перспективное направление работы с детьми сегодня»

Анна Егорова
Статья «Опытно-экспериментальная деятельность — самое перспективное направление работы с детьми сегодня»
▼ Скачать + Заказать документы

Непременным условием работы в системе образования является соблюдение ряда

нормативных документов. Основной документ, регулирующий образовательную

деятельность педагога (воспитателя) –ФГОС ДО, введенный с целью стандартизации

дошкольного образования. В современном мире это имеет очень большое значение, так как даёт всем воспитанникам равные стартовые возможности обучения, не расставляя при этом жёстких стандартных рамок. В ФГОС ДО это определено, как индивидуальный подход к детям и «обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». Исходя из этого, обеспечение психологического комфорта пребывания ребёнка в детском саду приоритетно в моей работе. Второй аспект, который я решила рассмотреть в качестве приоритетного – это идентификация профессии педагога с определённой деятельностью. В детском саду (для дошкольников от 3 до 7 лет) реализуются следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора,самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Публикация «Статья „Опытно-экспериментальная деятельность — самое перспективное направление работы с детьми сегодня“» размещена в разделах

Что близко Мне – спросите Вы, чему я удивляюсь, что стремлюсь познать более глубоко –познавательно-исследовательская деятельность. Выделяют два вида исследовательской (поисковой, экспериментальной) детской деятельности. Первый характеризуется тем, что активность в деятельности исходит от самого ребенка. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Ключевым видом деятельности для себя я определила экспериментирование. Экспериментальная деятельность, безусловно, рассматривается многими ведущими, великими педагогами и психологами. Более того, некоторые учёные (например, Н. Н. Поддъяков) считают её ведущей в детском возрасте.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира, а значит, требует пристального внимания со стороны педагогов.

На данный момент я работаю с детьми раннего возраста. Значение познавательно-исследовательской деятельности в этом возрасте трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. В чем же их элементарность?

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.

Опыты с детьми младшего возраста проводятся в специально организованных условиях, которые предполагают активное воздействие на предмет. В этих преобразованиях дети принимают непосредственное участие и чувствуют себя настоящими фокусниками. Опыт используется как способ решения познавательной задачи, которая ставится воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. В уголке экспериментирования я использую различные пособия и материалы, сделанные своими руками (например, тесто для лепки, разноцветный рис и т. д.). Желание все более углубляться в удивительный мир познавательно-исследовательской деятельности, побудило меня к апробации различных экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста. В этой работе я использовала нестандартные техники познания: смешивание простых ингредиентов для получения шокирующих результатов. Здесь я проводила такие опыты как «Лавовая лампа», «Цветная радуга», «Зубная паста для слона», «Цветной вулкан» и т. д. Детям эти опыты очень нравились, они просили повторить, показать новые, научить их. Такая реакция детей способствовала разработке собственной педагогической технологии.

Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности. Более того, я стараюсь своим опытом делиться с коллегами и родителями, что получило большой отклик.

Основными задачами данной технологии стали:

•Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей

средствами физического эксперимента.

•Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

•Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

•Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать

базисные основы личности ребенка.

•Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей

дошкольного возраста.

•Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира.

•Формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

Сейчас на стадии разработки – мини-лаборатория в детском саду. Работа будет строиться в нескольких направлениях –экскурсии в лабораторию, проведение опытов, проведение мастер-классов старших детей для младших. Подводя итоги, хочу отметить, что приоритетными направлениями в работе для себя я вижу обеспечение психологического комфорта пребывания ребёнка в детском саду и проведение экспериментальной деятельности с детьми. Я надеюсь, что мои инициативы найдут поддержку не только в образовательном учреждении, где я работаю, но и в более широких кругах. На практике я поняла, что не только дети получают несказанное удовольствие от удивительной деятельности, но и тот человек, который детей удивляет.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность Экспериментальная деятельность. 1. Веселая полоска. Воспитатель: Будем мы сейчас играть и полоску оживлять. Раз, два, три-посмотри. Что.

Опытно-экспериментальная деятельность 1слайд - Добрый день, коллеги! Сегодня я представляю презентацию своей работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Опытно экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми по формированию представлений о взаимосвязи живой и неживой Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивные отношения к природе, к "рукотворному.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Волшебница — вода» Опытно-экспериментальная деятельность: «Волшебница-вода» Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, из льда? А может,.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы в рамках кружка «Маленькие Почемучки» «Мыло-фокусник» Цель : познакомить со свойствами и назначениями мыла; расширить представления о способах обнаружения воздуха; развивать наблюдательность,.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы на тему «Очистка воды». Цель: знакомство детей со способами очистки воды. Задачи Образовательные: • закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение.

Опытно-экспериментальная музыкальная деятельность Наше время — это время перемен. Сейчас в России нужны люди,способные принимать нестандартные решения,умеющие творчески мыслить. Ведь только.

План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность» (подготовительная группа) Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду Опыты на улице в зимний период» Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в подготовительной группе «Путешествие с гномами» ПУТЕШЕСТВИЕ С ГНОМИКАМИ (опытно-экспериментальная деятельность с детьми в подготовительной группе) ЦЕЛЬ: Расширение представлений об объектах.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Опытно-экспериментальная деятельность — самое перспективное направление работы с детьми сегодня»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 13:11
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Опытно-экспериментальная деятельность — самое перспективное направление работы с детьми сегодня»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД