Галина Фролова
Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
2 слайд.
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. И вот среди многообразия игр появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр: «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Публикация «Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей „Сказочные лабиринты игры“ В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель технологии - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Задачи технологии :
• Развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребности узнать новое;
• Развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
• Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
• Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
• Формировать базисных представлений об окружающем мире, математических, речевых умений;
3 слайд.
Особенности технологии :
• Широкий возрастной диапазон участников игр;
• Многофункциональность развивающих игр;
• Сказка как основа занятия;
• Взаимосвязь развивающих пособий;
• Творческий потенциал каждой игры;
• Технология с «открытым» кодом (возможность использования игровых пособий в разных образовательных средах, в разных методиках и для решения разных задач).
Данная авторская технология позволяет нам интегрировать сразу несколько «классических технологий», расширить возрастной диапазон участников игр и сделать развивающие игры многофункциональными, что соответствует требованиям ФГОС.
4 слайд.
Особое место в нашей работе занимает универсальное игровое средство – комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик». Они являются для нас отличным подспорьем в развитии детей. В комплекс входит множество комплектов и наборов, которые мы используем в совместной деятельности с детьми.
5 слайд.
С одной и той же игрой могут заниматься дети младшего дошкольного возраста, старшего, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся вопросов и познавательных заданий. Например, игра «След котенка» с использованием игрового обучающего средства «Игровизор». В 3-4 года ребенок просто проходит по дорожке. В 4-5 лет называет подарки по ходу движения. В 5-6 лет называет расположение подарков (справа от меня, внизу, слева и т. д.). В старшем дошкольном возрасте ребенок может измерить стороны геометрических фигур по клеточкам, сравнить их размеры по клеточкам.
6 слайд.
Многофункциональность развивающих игр помогает нам решать одновременно большое количество образовательных и воспитательных задач. Например, играя в игру «Дорога вежливости» мы поставили главной задачу: приобщать детей к использованию простых форм речевого этикета.
Слон Лип-Лип идет в гости к гусеничке Фифе по волшебной дороге, и чтобы не заблудиться произносит вежливые слова. Но Незримка Всюсь заколдовал слона, Лип-Лип забыл все вежливые слова. Кроме того, исчезла волшебная дорога вежливости, и слон заблудился. Помогая Лип-Липу, ребенок вспоминает вежливые слова. Каждое слово -кружок. Кружки соединяются веревочками. Одно слово-короткая веревочка. Два слова -длинная веревочка. В процессе совместной деятельности взрослого и детей у нас проявился ряд других задач: обучение количественному счету, правильному использованию числительных, сравнение предметов разной длины. Мы считаем сколько коротких и длинных отрезков, сколько кружков.
7 слайд.
Также мы можем решать одну задачу с помощью разных игр. Н-р, игра «Шнур-затейник». Игра развивает математические способности детей (закрепляются навыки счета и знание цифр); психические познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение; пространственные ориентировки; мелкую моторику рук;
Требованием ФГОС является отказ от превалирования фронтальной формы работы с детьми. Поэтому мы предлагаем, выполняя задание: выложить узор по образцу, одному ребенку выполнять задание на «Коврографе Ларчик», нескольким детям, выполнить это же задание на «МиниЛарчиках» и тренажере «Игровизор».
8 слайд.
Классификация игр по направленности:
• Универсальные направлены на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, ориентировку в пространстве листа.
• Предметные направлены на развитие сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, способствуют обучению дошкольников чтению.
• Конструктивные способствуют развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать простейшие обобщения, выстраивать логические связи и зависимости, объединять части и целое, развитию способностей, творческой самореализации.
Мы в своей работе недавно начали использовать игровые технологии Воскобовича, но уже успели их оценить, так как они направлены на решение абсолютного большинства задач, представленных в пяти образовательных областях ФГОС.
9 слайд.
Дети очень любят рисовать. Эту любовь мы используем при работе с игровым графическим тренажером «Игровизор». «Игровизор» - универсальное пособие. Мы его используем в любой совместной деятельности с детьми, выполняя как графические задания (обведи, проведи, дорисуй, заштрихуй, так и речевые - при изучении звуков и лексических тем.
10 слайд.
Н-р, Организованная образовательная деятельность по математике: Околесик гулял по городу, устал, увидел кафе. Он зашел туда и заметил, что гости никак не могут занять столики. В кафе сегодня день «Столов с тремя сторонами». Помогите Околесику рассадить гостей за столы и пообедать самому. Дети обводят маркером треугольные столы, считают их, обозначают цифрой. С Околесиком мы также путешествуем по лабиринтам букв, решая задачи речевого развития и обучения чтению : обводим гласные буквы, составляем слова.
11 слайд.
Сказочное игровое пространство «Фиолетовый лес», заселенное сказочными персонажами, позволяет нам решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО. Необычные персонажи помогают ребенку путешествовать, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая познавательный интерес, выполняя увлекательные задания.
Н-р, игра «Осень в фиолетовом лесу». Педагог рассказывает : «Наступила осень в лесу: листья на деревьях меняют свой цвет, некоторые из них опадают. Набежали тучи, пошел дождь». Слушая рассказ взрослого, ребенок «рисует» осень с помощью персонажей и предметов Фиолетового леса, изменяет ситуацию на панно в соответствии с повествованием. Далее сам придумывает рассказ с использованием дополнительных съемных элементов.
Подобные игры мы используем в разных видах детской деятельности: игровой, двигательной, конструировании, познавательно-исследовательской (н-р, что было бы если бы листья осенью с деревьев не опадали). Дети моделируют эту ситуацию в Фиолетовом лесу, рассуждают и делают вывод.
12 слайд.
Войти в атмосферу сказки нам помогают сказочные образы (персонажи и предметы). Они создают дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме.
Сказочные образы постоянно мы пополняем новыми атрибутами. Детям очень нравится серия «Автосказка». Это и аппликация, и раскраска, и пазлы с различными развивающими заданиями.
Н-р, в игровой образовательной деятельности дети сложили пазлы машины Бабаяген.
- Догадайся, чья это машина? -Одень на машину Геометрические очки и представь, что ты видишь через них только треугольники. Посчитай сколько их в Бабаягене?
Одень Буквенные очки. В названиях каких деталей Бабягена ты слышишь звук С. Например, колеСо, Сиденье и т. д. Таким образом мы повторили счет, геометрическую фигуру треугольник, звуки С и СЬ.
Или следы Незримки Всюся. Он появляется, исчезает, оставляя следы-задания и следы-шутки. Выполняя задания, дети дополнительно отрабатывают умения различать следы правой и левой ноги.
13 слайд.
Комплект «Играем в математику» входит в предметный блок игровых средств.
Этот блок позволяет решать задачи математического развития в играх : «Счетовозик», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Кораблик Буль-Буль», «Математические корзинки», графический тренажер «Игровизор» с приложениями «Лабиринты Цифр», «Игровой Калейдоскоп», «Катя, Рыжик и Рыбка»…
Н-р, обучая детей счету, мы используем игру «Счетовозик.
«На арене Цифроцирка выступает Нолик Магнолик. Он устроил настоящую чехарду, перепрыгивая через зверят-цифрят. Сначала он перепрыгнул через Зайку двойку, затем через Крыску Четверку. Кто следующий? (дети выстраивают ряд четных чисел). Потом Нолик Магнолик пригласил в путешествие на Счетовозике друзей из Цифроцирка. Ребенок с помощью шнурка объединяет четные числа, рассаживая друзей по местам в порядке возрастания».
14 слайд.
Используя комплект «Чтение через игру», мы в игровой форме знакомим детей со звуками и буквами, обучаем чтению в слоговой системе, развиваем навыки словотворчества. Игра «Ромашка» - это развивающая шнуровка знакомит с буквами, слогами, тренирует мелкую моторику руки, готовит руку к письму. («Ищем поющие буквы»-собираем их шнурком, собери слово из трех букв по заданию).
Особенно нам нравится игровое пособие «Теремки». Обучая детей слиянию букв, мы играем в игру «Паровоз».
«Берем фиолетовый теремок, вкладываем белый сундучок, говорим ЛЕ. Приставляем желтый вагончик и читаем слово ЛЕВ. Поворачиваем желтый вагончик и читаем слово: ЛЕС. Поворачиваем белый сундучок и читаем слово: ЛИС».
15 слайд.
Особое место в игровой технологии В. В. Воскобовича занимают конструктивные игровые средства. Все конструкторы многофункциональны и направлены на логико-математическое развитие детей, развитие сенсорных и познавательных способностей, обучают конструированию, развивают глазомер и мелкую моторику рук.
16 слайд.
Любимая игра-конструктор или волшебная дощечка «Геоконт» открывает детям путь в геометрию. Мы придумываем множество способов ее использовать.
Н-Р, «На чудесной поляне наступило утро. Паучок Юк сплел свою паутинку. (Конструируем паутинку по памяти). Проснулся Малыш Гео, встал в центре поляны, свистнул и превратил паутинку в солнышко. (Цепляем каждую сторону паутинки за нижний гвоздик по показу взрослого и получаем солнышко). Весь день Паучок Юк и Малыш Гео играли. Но наступил вечер и надо было позаботиться о полянке. Они решили сконструировать месяц, чтобы всем было светло. ( Выкладываем месяц по шифру замкнутой зеленой паутинкой: б4, к3, о4, ж3, з4, ж2, к2). Стало светло, и все уснули с улыбкой на лице. (Переворачиваем месяц по часовой стрелке, он превращается в улыбку). Играя в эту игру-сказку, мы развивали у детей сенсорные способности (цвет, форма, величина, совершенствовали интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь, тренировали мелкую моторику кисти и пальцев, совершенствовали умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости.
17 слайд.
Конструктивное игровое средство «Прозрачный квадрат» мы используем в совместной деятельности с детьми для закрепления эталонов формы. Н-р, мы отправляемся вместе с вороном Метром на Озеро Айс за Льдинками. Нас встречает Незримка и предлагает поиграть. «Отгадаешь мои загадки-Льдинки твои. Не отгадаешь-Льдинки мои». Появляются Четыре льдинки. «-Какая лишняя? Почему?» Потом появляются другие четыре льдинки с теми же вопросами. Следующая загадка: «-Сложи квадраты из четырех одинаковых частей. Сколько получилось квадратов?». В этой игре дополнительно мы учимся считать, формируем почти все виды речевой деятельности (пересказываем, придумываем рассказ, доказываем правильность своих решений)
18 слайд.
Игры В. В. Воскобовича -необыкновенные пособия. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Они психологически комфортны для ребенка, увлекательны, оригинальны. Играя в них, ребенок экспериментирует, творит, раскрепощается, становится уверенным в себе.