МААМ-картинки

Презентация «Метод морфологического анализа»

Наталья Долгополова
Презентация «Метод морфологического анализа»
▼ Скачать + Заказать документы

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые.

Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно. В своей работе с детьми использую метод морфологического анализа, который появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки. Он использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании его нового образа.

Публикация «Презентация „Метод морфологического анализа“» размещена в разделах

Цель метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый предмет. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.).

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т. п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т. д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям:

возраст

- ребенок, подросток, юноша, старик и т. д. ;

место жительства

- дворец, многоэтажный дом, лес, детский сад и т. д. ;

средство передвижения

- конь, автомобиль, ролики, лыжи и т. д. ;

стиль одежды

- спортивный костюм, праздничный наряд, строгий костюм, шорты и майка и т. д. ;

характер

- добрый, вредный, нытик, весельчак и т. д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т. д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т. д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет их обозначать.

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т. д.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов Составитель: учитель-логопед Семерюк О. А. Цепочка слов. Цель. Упражнять.

Карты анализа тематического контроля по здоровьесбережению Тематический контроль Тема: «Состояние работы МБДОУ по здоровьесбережению» Цель: Изучение системы работы педагогов по оздоровительной работе.

Презентация «Мандалы как метод снятия психоэмоционального напряжения» Мандалы как метод снятия психо-эмоционального напряжения Рисунок мандалы представляет собой единство личности и всей Вселенной. «Наличие.

Презентация «Мастер-класс «Метод торцевания»Презентация «Мастер-класс «Метод торцевания» Где еще можно поделиться опытом, узнать самой что-то новое, повстречаться с единомышленниками в дошкольном воспитании, повстречаться просто.

Метод прикладного анализа или АВА-терапия Ранний возраст является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, познавательная деятельность, речь; на новорожденного.

Метод проектов как интерактивный метод современного обучения Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является.

«Настоящая помощь». Карта анализа образовательной ситуации Карта анализа образовательной ситуации (с целью определения возможности использования готовой образовательной ситуации в процессе мониторинга.

Презентация «Беседа как метод обучения связной диалогической речи дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Беседа как метод обучения связной диалогической речи.

Разработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализаРазработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Развитие анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры Цели: • Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука. • Развивать фонематический анализ и синтез.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Презентация «Метод морфологического анализа»
Опубликовано: 29 января 2019 в 15:33
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Метод морфологического анализа»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Долгополова (УИ 974435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД