Оксана Панк
Презентация «Консультативный пункт по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет о работе Консультационного пункта
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко» г. Слюдянка»
за 2018–2019 учебный год
Панкевич О. Ю.
Консультативный пункт по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко» г. Слюдянка» создан приказом заведующего ДОУ «Об открытии Консультационного пункта для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, для детей с ОВЗ и детей инвалидов» в МБДОУ№8 «Солнышко» г. Слюдянка, № 25-од от 01.02.2018года.
Публикация «Презентация „Консультативный пункт по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям“» размещена в разделах
Основным содержанием работы Консультационного пункта в ДОУ на первом этапе была разработка нормативно-правовой база, регулирующей деятельность:
- утверждено Положение о Консультационном пункте для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, детей не охваченных образовательной услугой дошкольного образования и их родителей (законных представителей) на базе МБДОУ№8 «Солнышко» по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому,
- утвержден график работы Консультационного пункта,
- назначен ответственный за организацию работы Консультационного пункта заместитель заведующего по ВМР.
Основные цели Консультативного пункта :
– Консультативных пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания, оказания психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержки и всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения реализующих программу дошкольного образования (далее - ДОУ, для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 1 до 8 лет.
Основные задачи Консультативного пункта :
– Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
– Проведение комплексных диагностических мероприятий по определению уровня развития и составлению индивидуального образовательного маршрута ребенка с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка;
– Оказание дошкольникам содействия в социализации;
– Обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в общеобразовательные учреждения;
- Оказание необходимой помощи администрации и педагогам ДОУ в решении основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к детям – инвалидам и детям с ОВЗ, являющихся воспитанниками ДОУ;
- Создание информационно – методического банка материалов для родителей (законных представителей, педагогов ДОУ и детей по вопросам воспитания, развития, пропаганде здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности и профилактике асоциального поведения детей с ОВЗ;
– Информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Для эффективной реализации цели и задач был разработан план работы Консультационного пункта на 2018 - 2019 год (Приложение 1, определен состав педагогов, оказывающих методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям на Консультационном пункте ДОУ.
Обеспечено информирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому о работе Консультационного пункта ДОУ путем устного информирования населения, размещения материалов на Интернет-сайте ДОУ, в детской поликлинике, распространения информационных листовок. были размещены 2 статьи в газете «Славное море», разосланы информационные письма в образовательные и социальные учреждения г. Слюдянка, распространены листовки и буклеты в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Детская поликлиника ОГБУЗ «Слюдянской РБ», ОГКУ «УСЗН по Слюдянскому району». Так же размещена реклама в социальных сетях «Одноклассники», «В контакте».
Подготовлены для фиксирования деятельности Консультационного пункта : журнал регистрации оказания методической, диагностической и консультативной помощи, бланки заявлений для родителей, журнал предварительной записи родителей, журнал учета работы педагогов на КП; форма примерного договора о согласии родителей.
При первой встрече родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультативного пункта. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полней мере. Помощь оказывается бесплатно.
Консультативный пункт работает 1 раз в неделю. Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и с группой родителей.
Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так, к основным проблемам можно отнести:
• невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания.
• преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребё нка в разных сферах деятельности: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений при адаптации детей.
• готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста. Дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена. С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
• Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В Консультативном пункте родители получают ответы на свои вопросы, и мы, стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.
Анализ эффективности работы:
Родители, которые неоднократно обращаются в консультативный пункт, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом. Данная вариативная форма деятельности МБДОУ позволила обеспечить педагогическое консультирование родителей с учетом их запросов и потребностей и создать условия для привлечения семей воспитывающих детей.
Проведенная работа в консультационном пункте позволила определить наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями.
• Обеспечение родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы).
• Ответы на обращения родителей, заданные по телефону.
• Консультирование воспитателями родителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.
Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности.
Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность с родителями. Это проведение мастер-классов, (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт.
В течение года проведены следующие виды работ:
- на общем родительском собрании родители детей посещающих ДОУ информированы о предоставлении услуги;
- на сайте ДОУ размещена информация о предоставлении услуги – Положение, формы заявлений, график работы и др;
- на сайте ДОУ размещены материалы по темам: «Приобщение детей к физической культуре», «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад», «Методы и приемы формирования у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков», «Что такое адаптация?», «Как подготовить ребенка к школе», «Песочные игры» и др.
- проведены индивидуальные консультации для обращающихся родителей: в 2018 -2019 году – для 6 семей (в одной семье два ребенка, оказана консультационная помощь.
Консультирование проводилось заместителем заведующей по ВМР, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, привлекались для работы Консультативного пункта и воспитатели, а так же инструктор по физической культуре, медицинская сестра. Тематика индивидуальных консультаций была разнообразна :
- «Организация игровой деятельности с детьми»;
- «Подготовка детей к обучению в школе»;
- «Адаптация детей к ДОУ»;
- «Гиперактивный ребенок-какой он?»
На базе Консультационного пункта проводились мастер-классы с родителями и детьми:
- «Использование игровых приемов в развитии мелкой моторики»;
- «Использование нетрадиционных техник рисования с воспитанниками в совместной деятельности»;
- «Арт-терапия для детей и взрослых».
Медицинская сестра проводила консультации по вопросам правильного питания детей, профилактике простудных и инфекционных заболеваний, режиму дня в дошкольном учреждении, помогла узнать больше о закаливающих процедурах. Даны письменные рекомендации родителям, посещавшим консультации.
Анализируя деятельность по работе консультативного пункта, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:
— с целью привлечения родителей к деятельности нашего консультационного пункта мы вынуждены искать разнообразные пути информирования населения о нашей работе;
— нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;
— отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребё нка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу.
После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе Консультационного пункта, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
В заключении хочется отметить, наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.
Считаем, что работу Консультационного пункта в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко» г. Слюдянка» по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому в 2018-2019 учебном году можно признать удовлетворительной, вместе с тем уделить особое внимание посещаемости детьми и родителями (законными представителями) Консультативного пункта, а также разнообразить формы привлечения родителей (законных представителей) в Консультативный пункт.
Приложение1
План работы Консультативного пункта в МБДОУ д/с №8 «Солнышко» г. Слюдянка
на 2018-2019 учебный год
№ Сроки проведения Проводимые мероприятия Форма работы Ответственный
СЕНТЯБРЬ
1 Подготовка нормативной документации; составление графика работы специалистов на 2018-2019 уч. г. Приказ МБДОУ №8 «Солнышко» об открытии Консультативного пункта от 01.02.2018 года № 25-ОД Заведующий
2 Информирование населения г. Слюдянки об открытии Консультативного пункта 1. Информационное уведомление о содействии в распространении информации.
2. Создание и распространение информационных буклетов через детскую поликлинику ОГБУЗ ЦРБ. КДН. Органы попеки и попечительства, СМИ, детские сады, МФЦ. Зам. зав. по ВМР
психолог
3 Формирование списков семей, посещающих консультативный пункт, определение индивидуального образовательного маршрута ребёнка Сбор информации о семьях, заполнение заялений. Заведующий
Зам. зав. По ВМР
4 «Это интересно» Ознакомительная беседа. Анкетирование родителей (определение индивидуальных потребностей)
Знакомство с планом Консультативного пункта Зам. зав. По ВМР
5 Сентябрь-май «Виртуальный консультативный пункт» На сайте ДОУ (вопрос-ответ) Заведующий
Зам. зав. По ВМР
ОКТЯБРЬ
6 1 четверг Индивидуальная работа специалистов ДОУ Индивидуальное консультирование Педагог-психолог
Учитель-логопед
7 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
8 4 четверг «Дом счастливого ребёнка» Акция Педагог-психолог
НОЯБРЬ
9 1 четверг Индивидуальная работа специалистов ДОУ Индивидуальное консультирование Педагог-психолог
Учитель-логопед
10 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
11 4 четверг «Письмо маме» Акция Педагог-психолог
ДЕКАБРЬ
12 1 четверг Индивидуальная работа специалистов ДОУ Индивидуальное консультирование Педагог-психолог
Учитель-логопед
13 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
14 4 четверг «Письмо Деду Морозу»
«Ёлочка желаний» Акция
Акция Педагог-психолог
ЯНВАРЬ
15 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
16 4 четверг «Психоречевое развитие детей дошкольного возраста»
Круглый стол Педагог-психолог
Учитель-логопед
ФЕВРАЛЬ
17 1 четверг Индивидуальная работа специалистов ДОУ Индивидуальное консультирование Педагог-психолог
Учитель-логопед
18 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
19 4 четверг «Мама, покажи мне…любовь» Тренинг по укреплению детско-родительских отношений Педагог-психолог
Учитель-логопед
МАРТ
20 1 четверг Индивидуальная работа специалистов ДОУ Индивидуальное консультирование Педагог-психолог
Учитель-логопед
21 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
22 4 четверг «Цветы для мамы» Акция Педагог-психолог
Учитель-логопед
АПРЕЛЬ
23 1 четверг Индивидуальная работа специалистов ДОУ Индивидуальное консультирование Педагог-психолог
Учитель-логопед
24 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
25 4 четверг Карта эмоций Тренинг с родителями Педагог-психолог
Учитель-логопед
МАЙ
26 1 четверг Индивидуальная работа специалистов ДОУ Индивидуальное консультирование Педагог-психолог
Учитель-логопед
27 2-3 четверг Коррекционно-развивающие мероприятия с детьми Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия Педагог-психолог
Учитель-логопед
28 4 четверг Годовой отчет о результативности работы Анкетирование Зам. зав. По ВМР
План является открытым и может изменяться по мере профессиональной необходимости