Юлия Мижиевская
Консультация для родителей «Как научить ребенка собирать игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, счастливыми и успешными. Один из главных показателей гармонично развивающейся личности - это наличие у ребёнка самостоятельности. Самостоятельность проявляется во многом: ребёнок умеет сам ходить в туалет, сам кушает, одевается и, конечно же, убирает за собой игрушки. Сегодня мы поговорим о последнем, но не маловажном пункте: как же всё таки научить ребёнка наводить порядок. Для большинства родителей это часто является целой проблемой, требует много сил и терпения с их стороны. Ниже приведён, ряд рекомендаций, соблюдая которые, это проблема будет сведена к минимуму или же исчезнет совсем. Результат - привитые с детства качества ребёнку: такие как аккуратность, бережливость, ответственность и самоконтроль.
Для начала давайте разберёмся с какого же возраста можно начинать приучать ребёнка убирать за собой игрушки. Ответ прост: чем раньше, тем лучше (но, конечно, не раньше, чем малыш начал ходить). Всё должно соответствовать возрасту. Для начала это будет всего несколько убранных, в игровой форме, игрушек, потом больше. Так у ребёнка это войдёт в привычку и поможет сделать этот процесс менее трудным.
Итак что же делать, чтобы ребёнок с удовольствием и без капризов наводил порядок в своей комнате?
1. Необходимо во всём быть личным примером. Хотите от ребёнка порядка, будьте сами его творцом: убирайте все вещи на свои места и объясняйте зачем вы это делаете (конечно в соответствии с возрастом). Младшим детям можно сказать, что у каждой вещи, есть свой домик и, после того, как мы ими попользовались, нужно вернуть их наместо. Дошкольникам рассказать о пользе порядка в доме, о том как красиво и аккуратно, когда всё на своих местах. Если вдруг что-то нужно всегда можно быстро найти, так как знаешь где что лежит. А более старшим детям говорим об обязанностях каждого члена семьи: папа чинит поломки в доме, выносит мусор, а также помогает маме по дому, мама готовит кушать, наводит порядок, а ты убираешь свои игрушки на место, заправляешь свою кроватку и тд. Необходимо вести к мысли о том, что семья - одна команда и каждый, делая своё дело, идёт к общему результату, поддерживает порядок и чистоту в доме. Таким образом мы воспринимаем детей, как больших, разделяем с ними семейные обязанности.
2. Дозированность. У ребёнка в пользовании должно находится столько игрушек, сколько он за собой может убрать. Если же их слишком много, а он во время игры высыпал все, то убирать их будет попросту страшно, не понятно как и с чего начинать. Лучше разделить игрушки и оставить только часть в постоянном пользовании, меняя их по мере надоедания. Тогда и беспорядок будет меньше и убирать легче.
3. Время доиграть. Если ребёнок увлечён игрой, но уже пора идти на прогулку или готовиться ко сну, предупредите его заранее, что вскоре нужно заканчивать и наводить порядок, но пока у него ещё есть время поиграть. Минут за 5 - 10 необходимо напомнить ещё раз. Так мы снижаем возможность протестов к уборке.
4. Поиграл - убери. Можно начать приучать малыша к постоянному порядку, поиграв с одной игрушкой, убрать её и только потом брать другую. Но как правило, дети заигрываются и чтобы контролировать уборку каждой игрушки, нужно постоянно быть рядом и не отходить ни на шаг. Но если же вам это удалось, то такой метод значительно упрощает и сокращает время уборки. Детские садики здесь приходят на помощь. Там ребятам прежде чем взять другую игрушку, нужно убрать предыдущую.
5. Каждой вещи своё место. У ребёнка должно быть представление что и где лежит: куда нужно поставить книжки, куда собрать конструктор, куда кубики, а где стоят машинки. С детьми помладше можно поиграть в игру: спросите у ребёнка, любит ли он оставаться один, нравится ли ему ночевать дома, в своей любимой кроватке? Так же и игрушки хотят возвращаться в свои домики и коробочки.
6. Не рубите инициативу на корню. Если ребёнок хочет помогать - пусть помогает. Пусть это даже мытьё окон или посуды. Конечно, форма выполнения должна соответствовать возрасту. Можно дать газету и привлечь к мытью зеркала, а можно попросить подавать маме что то. Это всё к тому, что желание наводить порядок и помогать маме, может появится у ребёнка не во время убирания игрушек, ловите момент и не упускайте такую возможность. Пусть ваш юный помощник чувствует себя нужным. В следующий раз он опять предложит свою помощь - не отказывайтесь.
7. Не уступайте и наберитесь терпения. Приучаем к тому что сделал дело - гуляй смело. Сначала порядок - потом гулять. Систематически и каждый день. Если это маленький ребёнок, конечно не стоит от него требовать полностью убрать за собой все игрушки, всё постепенно. Наводите порядок вместе, сегодня он убрал две, завтра ещё и так далее. Главное постоянно привлекать к этому процессу.
Также существует несколько приёмов, позволяющих облегчить уборку:
1. Спросите у ребёнка, нужна ли ему помощь, главное начать и постараться вовлечь в процесс. Но если вы заметили, что у ребёнка не получается, он берёт одну игрушку другую, кидает обратно, предложите помощь, но не начинайте всё делать за ребёнка. Тогда он в следующий раз может ждать от вас того же поведения. Поддержите его, подскажите как лучше, предложите подержать коробку и тд.
2. Правильно и чётко формулируйте задачу. Необходимо давать чёткие инструкции с нацеленностью на результат. Так не достаточно сказать ребёнку просто убраться. Игрушки рискуют быть свалены в кучу в углу. Нужно разъяснить, что вещи необходимо вернуть на свои места, так как в комнате вам нужен порядок.
3. Можно разделить уборку на части. Скажите ребёнку, чтобы сначала он убрал только кубики. Затем сложил конструктор, ну а в конце припарковал машины.
4. Соревнование. Разделите игрушки и устройте соревнование: кто справится первым, тот сегодня "мистер Исключительный" или "супер помощник".
5. Превращение в сказку. Здесь в ход идёт ваша фантазия. Ребёнок может стать волшебником и наколдовать порядок, феей, главнокомандующим игрушек и тд. Главное, чтобы ребёнку стало интересно.
6. Волшебный ритуал. Что-то постоянное, что будет сопровождать вашу уборку. (Это может быть месяц, подвешенный под потолком и сменяющий солнышко вечером, что означает время убраться и отправляться спать или же малыш будет надевать красивый передничек и чепчик для уборки).
7. Обыгрывание. Предложите поиграть, например: взять трактор с ковшом или комаз. Нагружать в ковш или кузов все игрушки и увозить на базу или стройку (коробку для игрушек).
8. Последующее интересное дело. Скажите ребёнку, что его ждёт прогулка на горку или ванна с пеной, после того как он закончит уборку.
9. Создание обстановки. Иногда ребёнку просто скучно убираться, побудьте с ним в спальне, расскажите интересную историю или включите весёлую музыку. Это поднимет настроение и настроит на скорейшее выполнение работы.
10. Момент новизны. Иногда, можно предложить ребёнку, например, протереть полочки для игрушек или машинки перед тем, как ставить их в гараж. Дети помладше особенно любят делать как взрослые. Это добавит дополнительный интерес и сделает процесс уборки более увлекательным.
11. Убираешь тогда и играешь. Иногда ребёнок говорит, что уморился и не может собирать. Пусть отдохнёт. Но и тогда, когда захочет поиграть стоит напомнить об этом, предупредить, а вдруг устанешь, тогда не бери игрушки.
12. Иногда бывает, что ребёнок сильно упрямится и не в какую не хочет наводить порядок. Не кричите, говорите спокойным тоном. Если ребёнок поменьше, расскажите, что игрушки могут обидеться и уйти. И на самом деле утром поставьте их к выходной двери. Детям постарше объясните, что, вам тоже не хочется убирать игрушки ребёнка, так как вы тоже устали и хотите от него помощи. Но, если всё таки вам придётся это сделать, то вы уберёте их и спрячете до завтрашнего вечера. Если реакции не последовало, то придётся сдержать обещание. Потом главное не сдавать позиции и не поддаться на уговоры ребёнка. Так он осознает, что у каждого поступка есть последствия. Но, повторюсь, это крайняя мера.
Ещё один из вариантов - штрафной ящик. То место куда попадают все игрушки, не убранные до определённого часа. Этот ящик и будет спрятан до завтрашнего вечера.
13. Похвала после уборки. Старайтесь замечать и не оставлять без внимания старания ребёнка. Иногда несколько во время сказать слов похвалы являются залогом дальнейшей работы: "Какой ты молодец, мама без тебя бы не справилась", "Ты настоящий помощник". Но здесь наверное важно добавить адекватная похвала. Всё хорошо в меру, поэтому за каждый убранный кубик хвалить тоже не нужно. Также можно разместить на холодильнике или в детской спальне график уборки, на котором нужно будет отмечать, выполненную работу (например, помечать цветным стикером соответствующий квадратик или же закрашивать его в определённый цвет). Это послужит дополнительной стимулом вашему юному помощнику. Ребёнку постарше можно предложить самостоятельно оценить свою работу на том же графике уборки. Это поможет развить такие качества как ответственность и самоконтроль. Позднее ваш помощник будет приглашать вас посмотреть уже на результат работы.
Бывают случаи, что ребёнок действительно вымотался и устал или же он чувствует недомогание. В таких случаях не стоит его привлекать к уборке, если только он сам не проявит инициативу. Но обязательно, на этом нужно сделать акцент: объяснить, почему сегодня мама собирает игрушки. (Пример: так как ты сегодня устал, был долго в дороге, не спал в обед, я хочу тебе помочь и соберу игрушки за тебя, но это только сегодня. Взрослые тоже могут устать и заболеть, я знаю что ты тоже поможешь маме, если что-то случится).
Таким образом, если пользоваться определёнными советами уборка может превратится в довольно увлекательный и нескучный процесс. Но существует ряд моментов, применяя которые точно ничего хорошего не получится. Итак, чего же делать не следует при нежелании ребёнка убирать игрушки?
1. Запугивать, кричать и заставлять ребёнка. Иногда этот способ бывает очень даже действенным и многие мамы или папы к нему прибегают, теряя терпение, идут на поводу у эмоций, или просто не знают, как можно по другому. В этом случае, руководствоваться малыш будет страхом и чувством вины, что само по себе ни к чему хорошему не приводит. Рано или поздно, это аукнется и даст свои негативные плоды.
2. Обещать приз. Некоторые родители за любое адекватное проявление самостоятельности ребёнка пытаются его поощрить и наградить. Этого делать не следует. Ваш ребёнок может легко привыкнуть к этому и в следующий раз при любом удобном случае попросить награду за обыденные вещи, которые он должен выполнять просто так.
3. Бесконечные уговоры. Очень длительный и энергозатратный метод, часто малоэффективный. Все дети разные, но обычно, чем нас дольше уговаривают, тем дольше мы не хотим что-то делать, да и потом это так же может войти в привычку. Ребёнок должен быть заинтересован и понимать, что порядок в комнате нужен ему не меньше, чем маме и папе. Единственное здесь, можно ещё раз дополнительно разъяснить ребёнку для чего мы это делаем, но не уговаривать.
4. Критика отнимает желание работать. Не критикуйте то, как ребёнок наводит порядок, особенно если к уборке привлекается маленький ребёнок, можно лишь плавно направить или поправить, но лучше это делать через поощрение: "Какой ты молодец, как хорошо у тебя это выходит, давай только в следующий раз всё разложим по коробочкам, а то наши игрушки могут забыть, где их домики". Не переделывайте и не поправляйте что-то за ребёнком лишний раз, завтра он сделает чуть лучше, чем вчера, а вскоре научится всё делать аккуратно.
К каждому ребёнку и в каждой конкретной ситуации необходим индивидуальный подход. Чаще всего мамы, оценив рекомендации, сразу могут сказать, что подойдёт их ребёнку, а что они даже пробовать не будут. Но наши дети с каждым днём меняются и, поэтому, то что было неэффективно вчера, может стать эффективным сегодня. Пробуйте, подключайте фантазию, проявите терпение и всё у вас обязательно получится.