Гузалия Сафаргалеева
Проект «Сотрудничество детского сада с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему "Сотрудничество детского сада с емьей"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Публикация «Проект „Сотрудничество детского сада с семьей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В нашем детском саду выстроена система по взаимодействию с семьей. В ней используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные мероприятия.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение осуществляется в определенной системе. Совместно с педагогическим коллективом составляется годовой план этой работы.
Для того чтобы в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением проводится тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволяет внести необходимые коррективы.
В годовом плане работы с родителями (который является частью общего годового плана) прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году.
При составлении годового плана работы с семьей, учитывается предложения и рекомендации педагогического коллектива. Советы и пожелания воспитателей помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение отдельных мероприятий.
Согласно плану взаимодействия с родителями в МБДОУ «Детский сад «Алтынчеч» проводится следующая работа с родителями:
1. Родительские собрания.
2. Консультации.
3. Анкетирование.
4. Совместные праздники.
5. Совместное оформление газет. Выставки.
6. Сотрудничество в рамках клуба «Молодая бабушка».
7. Работа родительского комитета.
8. Проектная деятельность.
9. Дни открытых дверей.
Групповые родительские собрания проводятся 4 раза в год. На них присутствуют, кроме воспитателей, заведующий, старшая медсестра, логопеда, воспитатель по обучению родному языку, воспитатель по физической культуре. Так же, в течении года, проводятся общие родительские собрания и конференции для родителей (2 раза в год). На обсуждение выносится несколько вопросов. Такие как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.
Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Анкетирование проводится как индивидуальное, так и групповое. Целью анкетирования является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей. С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.
В детском саду, проводятся праздники, в которых участвуют и родители, и дети, и педагоги. В совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели - родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.
В детском саду действует родительский комитет. От каждой группы в него входит 3 родителя, которые и являются ее представителями. Родительский комитет помогает детскому саду в оформлении помещений, в приобретении необходимых пособий для обучения и воспитания детей, в организации ремонта учреждения, участвует в проведении родительских собраний, в организации детских праздников.
Родители в любое время могут обратиться с интересующими их вопросами к воспитателю, заведующему, старшему воспитателю, старшей медицинской сестре.
Важным направлением в работе с родителями является изучение педагогическим коллективом семьи. Для этого проводятся: целенаправленное наблюдение ситуации общения детей с семьей, посещение семей, беседы с членами семьи, анкетирование родителей, изучение результатов детской деятельности, изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет, изучение представлений взрослых о себе как о родителях (анкета «Хорошие ли вы родители?», «Наказывать или нет?», «Что рисует Ваш ребенок).
Клубная работа. Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. В нашем детском саду уже несколько лет успешно работает «Клуб молодых бабушек». Связь поколений - важный аспект воспитания дошкольников. К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребенка. Объединить старших членов семьи и детей в дошкольном учреждении, подарить им минуты радости и ощущение заботы возможно в рамках клубной работы. В рамках клуба был проведен конкурс «Самая лучшая бабушка». В конкурсе принимали участие бабушки из шести групп, а их главными помощниками были их дети и внуки.
К участию в мероприятиях, проводимых в детском саду, привлекаются все члены семьи. Участие в совместных мероприятиях способствует формированию у дошкольников осознанного восприятия старшего поколения как источника мудрости, опыта, что содействует укреплению внутрисемейных отношений и установлению более прочной связи трех поколений.
Родители привлекаются к участию в проектной деятельности. Участвуя в проектной деятельности, родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Дни открытых дверей. День открытых дверей является одной из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса, с условиями проведения занятий, с организацией питания детей, с воспитателями ДОУ и сотрудниками детсада. Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.
Делая вывод, можно отметить, что организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это становиться возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.
Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. - М., 1991, -179 с.
3. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – С. 351-361.
5. Летвиненине Ю. П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.
6. Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod41.htm