Марина Кирдеева
«Использование компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад -выступление на тему
"Использование информационно – коммуникативных технологий в деятельность музыкального руководителя ДОУ".
(муз. рук. МБДОУ № 97- детский сад г Екатеринбурга
Хотенова Марина Николаевна
/СЛАЙД -3 / Актуальность)
Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Публикация «„Использование компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников“» размещена в разделах
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов
СЛАЙД № 4 (Компьютерные (информационные) технологии обучения-
Что такое информационно коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера.
На сегодняшний день в должностной инструкции музыкального руководителя ДОУ уточняется, что педагог должен владеть информационно- коммуникативными технологиями (далее ИКТ) .
СЛАЙД №5 (Функции компьютера)
1. Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя :
2. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
3. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
4. Пакет Microsoft Office оказывает помощь в создании текстов, таблиц, титульных листов, т. е. в ведении всей документации педагога. А так же в обработке и хранении музыкального материала.
СЛАЙД №6
Что позволяют педагогу компьютерные технологии в музыкальном развитии дошкольников :
Новые технологии позволяют создать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности. Помогает решить проблему мотивации.
Помогает разрабатывать новые технологии обучения, дидактические пособия. Сокращает время на подготовку к совместной деятельности педагога с детьми. Повышает качество и эффективность деятельности.
СЛАЙД №7
Наиболее распространённым видом представления демонстрационных материалов, является мультимедийные презентации. Это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя) .
Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекторного экрана.
СЛАЙД №8
Формы использования ИКТ в работе музыкального руководителя :
Одна из форм – это непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми (индивидуальная и групповая) .
Работа с родителями через информационные сети (Интернет). А так же подготовка сообщений, рекомендаций для родителей в папку передвижку, проведение анкетирования.
Компьютер помогает подготовить музыкальное сопровождение утренников и развлечений.
СЛАЙД №9 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рассмотрим возможности использования видео – презентаций по видам музыкальной деятельности.
1. Восприятие музыки : Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.
2. В музыкально – ритмических движениях, имеют место видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве.
3. Следующий вид деятельности – пение. Видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Куда летит пчелка» и др.) Пение под фонограмму как вместе с исполнителями и под минусовки
4. Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. («Кто в тереме живет?», «Птица и птенчики», «Угадай на чем играю»)
5. В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.
6. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.
Сегодня, потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время, актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Для планирования работы с семьями воспитанников я провела анкетирование родителей воспитанников с целью: выявления предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребёнка. Результаты анкетирования показали, что 65% родителей наших воспитанников отдают предпочтение художественно-эстетическому развитию. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс. Постепенно родители из простых наблюдателей образовательного процесса (при посещении занятий и утренников) становятся непосредственными участниками. Проведены такие мероприятия как «Минута Славы», «Масленица», совместный просмотр и обсуждение видеофильмов «Поздравляем наших мам», «Моя мама самая- самая»; совместные досуги. Стало традицией в нашем дошкольном учреждении проводить «День открытых дверей»
2. В целях создания общедоступного информационного ресурса о деятельности дошкольного учреждения в социуме, являюсь создателем сайта МБДОУ. Обеспечивая информационное обновление содержанием, размещения информации для деятельности учреждения.
Слайд №16,17 (Праздники и развлечения)
Праздники в нашем детском саду проходят как в традиционной форме так и не в традиционной.
На праздниках показывается фильмы презентации «Семейный альбом» с фотографиями воспитанников и их родителей, показы фильмов отчетов, различные мультимедийные викторины, путешествия по сказкам.
СЛАЙД №18
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!
СЛАЙД №19
Учебно-методический комплект для организации музыкальной деятельности состоит из следующих программ:
Веракса Н. Е. «От рождения до школы»
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки»;
Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»; «Топ-хлоп, малыши»
Т. Тютюнникова «Учусь творить»
Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
СЛАЙД №20
В поисках решения проблемы я применяю в своей деятельности современные педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в учебной деятельности, так и в дополнительной работе.
Дыхательная гимнастик, логоритмические движения, пальчиковые песенки, распевки. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В занятия по предмету включаю: гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку, физминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Использую информационно-коммуникативные технологии Провожу занятия, которые требуют наглядного представления материала, с использованием компьютерных презентаций по темам: «Времена года» - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Музыкальные инструменты», «Кто как кричит», «Целебная сила музыки», «Сказочные викторины»,» и др.
Применяю на занятиях социоигровые технологии. Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая технология используется мной постоянно :
• для освоения темы (занятие-спектакль, народные праздники, занятие - игра «Путешествие по музыкальной стране», «Ритмическое лото», «Музыкальные загадки»)
Технология проектирования. Создание проектов привлечение к участию в проектной деятельности педагогов, воспитанников и родителей позволяют развивать и обобщать социально-личностный опыт, посредством включения всех субъектов в проектную деятельность.
Слайд №21
Эффективность применения данных технологий в музыкальном развитии дошкольников была подтверждена результатами диагностики.
. Учет и оценка музыкально-творческих способностей осуществляется на основе диагностики музыкальных способностей по Программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы
КРИТИЕРИИ ДИАГНОСТИКИ
Ладовое чувство
Музыкально-слуховое представление
Чувство ритма
Слайд №22
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в одной из возрастных групп детского сада.
Сравнительные показатели диагностик за 2011-2013 год
Нагляден рост показателей детей с высоким уровнем развития. Если на начало 2011 года он составил – 12% от общего количества детей, то на начало 2012 года – показатели увеличились и составили 28%. К концу 2012 -2013 учебного года высокий уровень музыкального развития показали 44% воспитанников. Данной группе воспитанников рекомендовано дальнейшее обучение в дополнительных образовательных учреждениях города. 4 детей успешно обучаются в Детских музыкальных школах, 5 детей занимаются в хореографическом коллективах.
Значительно уменьшился уровень детей с низким показателем. На начало 2011 года он составил 23%, на начало 2012 года снизился и составил 23%. К концу 2013 г показатели низкого уровня составили 10%. Наличие детей с низким уровнем музыкального развития объясняется плохой посещаемостью детского сада некоторых детей, состоянием здоровья некоторых воспитанников, открытием новой группы, детей которые, не посещали дошкольные учреждения. По результатам диагностики составляется и реализуется план индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками данной категории. План включает: игры, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, релаксацию, развития чувства ритма и внимания, речевые и музыкальные игры.