Ирина Безрукова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий «Буратино идёт в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по обучению грамоте и формированию лексико – грамматических категорий: «Буратино идёт в школу».
Интегрируемые образовательные области: «речевое развитие», «социально -коммуникативное развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие».
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей по пройденному материалу.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект итогового занятия по обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий „Буратино идёт в школу“» размещена в разделах
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Скоро в школу
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
-обобщение и систематизация знаний детей о звуках и буквах, слогах, словах и предложениях;
- совершенствование навыка звуко - слогового анализа слов (КНИГА,
- повторение правила о слогообразующей роли гласных;
- закрепление умения графически изображать конструкцию предложения;
- повторение правила предложения;
- совершенствование навыка чтения слов и предложений;
- повторение правила о написании большой буквы в именах собственных;
- повторение правила о написании ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в словах;
- практическое усвоение навыка образования сравнительной степени прилагательных от наречий;
- совершенствование навыка образования уменьшительно – ласкательной формы имён существительных;
- практическое усвоение навыка согласования числительных с существительными.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного восприятия, фонематического слуха, слухового внимания, памяти, логического мышления;
- развитие координации речи с движением.
3. Воспитательные:
- воспитание у детей умения слышать взрослых о своих товарищей;
- воспитание навыка сотрудничества, активности, инициативности в игровых ситуациях; - повышение интереса к школе, мотивации к учёбе;
- воспитание чувства взаимопомощи и дружбы.
Оборудование: ИКТ – мультимедийный экран, презентация – персонажи сказки «Приключения Буратино», ребусы, фишки для анализа слов и предложений, демонстрационная разрезная азбука, таблицы для чтения слов и предложений, таблицы с зашифрованными словами – школа, - дружба, аудиозапись песни «Дружба крепкая», «золотые ключики» из картона на каждого ребёнка.
Словарная работа: школа, звонок, перемена, портфель, пенал.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений с последующим обсуждением: А. Толстой «Приключения Буратино» Л. Н. Толстой «Филиппок», А. Л. Барто «Первый урок», З. Н. Александрова «В школу», В. Берестов «Как хорошо уметь читать», заучивание стихов о школе.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
(Здравствуйте).
(эмоциональная настройка)
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
(Хорошее, радостное, веселое).
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы спокойны, не болтливы,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
- Молодцы, садитесь на места.
2. Постановка цели.
- Сегодня на занятии мы с вами попадём в сказку. Попробуйте узнать главного героя этой сказки.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино). (показ слайда)
- Кто догадался, как называется эта сказка?
(Сказка называется «Приключения Буратино»).
-Кто написал сказку «Приключения Буратино»? (Написал сказку А. Толстой).
- Буратино очень хотел попасть в школу, но он был весёлый озорник и плутишка. Вместо школы он попал в кукольный театр. Буратино обязательно должен добраться в школу. А для этого ему необходимо выполнить задания, которые приготовили герои этой сказки. Больше всего на свете он любил весёлые истории и опасные приключения. Сегодня они его подстерегают. Ребята давайте поможем Буратино правильно выполнить задания и попасть в школу.
3. Первое задание. (показ слайда)
- Папа Карло подарил Буратино чудесную книгу. Вспомните, как она называлась? (Азбука).
-Но Буратино сказал, что ему не обязательно учиться читать, он и так хорошо проживёт.
Ребята, давайте объясним Буратино, как хорошо, когда умеешь читать.
(дети читают стихи)
1. Вот подрастем немного
И в школу мы пойдем.
Много интересного
В книгах мы прочтем.
2. Будем знать мы алфавит –
Всё вокруг заговорит!
Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
3. Нам чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Ведь от этого порога
К знаниям идёт дорога.
4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
-Молодцы, ребята. Теперь Буратино знает для чего необходимо научиться читать.
4. Второе задание. (показ слайда)
-Буратино взял азбуку и отправился в путь. Но по дороге он попал в кукольный театр. Весёлый забияка и хитрец Арлекино приготовил ему трудное задание. Поможем Буратино разгадать ребусы.
7 я, и 100 рия, г роза, неза будка, 100 лб, шар ф, к рот.
- Молодцы!
5. Третье задание. (показ слайда)
- Давайте посмотрим, кто ещё к нам пришёл. Это злой хозяин кукольного театра - Карабас Барабас. Он хочет наказать Буратино, если тот не откроет ему страшную тайну и не ответит на его вопросы. Давайте спасать Буратино. Отвечать на вопросы нужно полным ответом.
-Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
- Что такое предложение? (Предложение - это слова, которые дружат между собой.)
-Как схематически обозначаем предложение? (Предложение обозначаем длинной черной полоской.)
-Как схематически обозначаем слова? (Слова обозначаем короткими черными полосками.)
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.)
- Что такое слог? (Слог - это часть слова.)
-Как схематически обозначаем слоги? (Слоги обозначаем короткими синими полосками.)
- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков.)
-Какими бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
-Какой звуковой фишкой обозначаем гласные звуки? (Обозначаем фишкой красного цвета)
- Какими бывают согласные звуки? (Звуки бывают твердые и мягкие.)
-Какими звуковыми фишками обозначаем согласные звуки? (Твёрдые согласные обозначаем синими, а мягкие согласные - зелеными звуковыми фишками.)
-Чем обозначаются звуки на письме (Звуки на письме обозначаются буквами.)
- Чем отличаются звуки от букв (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, читаем и пишем.)
-Молодцы! Увидел Карабас Барабас, что Буратино много знает и сразу отпустил его. Да ещё и дал 5 золотых монет в придачу.
6. Четвёртое задание. (показ слайда)
-Дуремар – продавец пиявок, лягушек и черепах решил задержать Буратино. Он приготовил для него очень трудное задание. Буратино просто необходима наша помощь.
-Отгадайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
- Составьте схему слова «книга».
(Повторение правила о слогообразующей роли гласных:. «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».)
___
___ ___
О О О О О
-Придумайте предложение со словом «книга».
(дети называют предложения)
- Составьте схему предложения: «Буратино читает книгу».
(Повторение правила предложения:. «Предложение начинаем писать с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем раздельно»). |___ .
|___ ___ ___ .
- Молодцы ребята. Вы справились с этим очень непростым заданием Дуремара. Вместе с Буратино отправляемся дальше в путь. По дороге мы решил немного отдохнуть.
7. Физкультминутка. (показ слайда)
БУРАТИНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ.
ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЕМУ ДЕЛАТЬ ПО ПОРЯДКУ.
МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП,
МЫ РУКАМИ ХЛОП-ХЛОП,
РАЗ – СЮДА, ДВА – СЮДА,
ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ,
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
РУКИ К ВЕРХУ МЫ ПОДНЯЛИ,
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
НА НОСОЧКАХ ПОБЕЖАЛИ.
РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА,
ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЬ ПОРА.
8. Пятое задание. (показ слайда)
- На пути Буратино в школу встретились хитрецы и обманщики лиса Алиса и кот Базилио. Говорит Лиса коту: «Давай зададим Буратино закончить предложения про садик и про школу. Раз он там не был, то и ответа не знает. А сами заберём его деньги». «Давай!» - согласился кот. Придётся нам помочь Буратино.
(Образование сравнительной степени прилагательных от наречий)
- Закончите предложение, а затем повторите его полностью.
В детском саду интересно, а в школе. интереснее. В детском саду весело, а в школе. веселее. В детском саду приятно, а в школе. приятнее. В детском саду просторно, а в школе. просторнее. В детском саду замечательно, а в школе. замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе. прекраснее.
- Молодцы!
9. Шестое задание. (показ слайда)
Буратино был хорошим другом. Он встретил своего друга Пьеро, который был грустным и испуганным. Он очень любил Мальвину и не мог найти дорогу к её домику. Буратино помог другу и привёл его к Мальвине. Пьеро принёс Мальвине необычные цветы. На лепестках цветов написаны имена героев сказки.
- Давайте прочтём, что на них написано.
Артемон, Мальвина, Буратино, Пьеро.
- Как вы догадались, что начинать чтение слова надо с большой буквы?
(Повторение правила о написании имён собственных: «Имена людей, клички животных, названия городов, рек, озёр пишем с большой буквы».)
-Молодцы!
10. Седьмое задание. (показ слайда)
-Буратино с Пьеро пришли к Мальвине - девочке с голубыми глазами.
Мальвина очень любила учиться, и была примерной ученицей. Она достала из чулана буквы для Буратино. Но чулан был старый и буквы в нем промокли. Их стало плохо видно.
-Вставьте пропущенные буквы и прочитайте слова.
Ш…ПЫ, МЫШ., ЛУЖ, Ж…ВОТ, РОЩ, Ч…СЫ, Щ…КА, Ч…ДО.
(Повторение правил:
Слоги ЖИ, ШИ пишем с буквой И.
Слоги ЧА, ЩА пишем с буквой А.
Слоги ЧУ, ЩУ пишем с буквой У.)
-Молодцы!
- Потом Мальвина заставила Буратино прочитать небольшой рассказ. Буратино растерялся. Давайте ему поможем.
Буратино.
Буратино идёт в школу.
У него в руках азбука.
Буратино будет учеником.
- Молодцы, ребята.
11. Восьмое задание. (показ слайда)
- А Артемону захотелось поиграть с Буратино в мяч и он предложил добрую игру: «Просто - ласково». Давайте и мы поиграем с ними. Встали в круг.
(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
- Я назову предмет просто и кину вам мяч, а вы назовёте предмет ласково и кинете мяч обратно.
парта – парточка рюкзак – рюкзачок тетрадь – тетрадочка
книга – книжечка ручка – ручечка альбом – альбомчик
карандаш – карандашик пенал – пенальчик мел – мелок
класс – классик дневник – дневничок зал – зальчик
перемена – переменка звонок – звоночек кисть – кисточка,
линейка – линеечка подставка – подставочка стёрка – стёрочка
-Молодцы! Садитесь на места.
12. Девятое задание. (показ слайда)
А потом с Буратино случилась такая история. Он упал в пруд, в котором он встретил старую, добрую черепаху Тортилу. Буратино ей очень понравился своим весёлым и озорным характером. Её захотелось тоже стать молодой. Черепахе захотелось поиграть с Буратино в игру: «Что положить в портфель». Подскажем Буратино, что положить в портфель.
(Согласование числительных с существительными)
Логопед показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5).
-Что вы положите в портфель?
(Я положу в портфель две тетради) и т. д.
(5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д.).
-Черепаха вспомнила время, когда она сама ходила в школу. Ей так понравилось играть, что она подарила Буратино золотой ключик. Он поблагодарил добрую черепаху Тортилу и побежал дальше.
13. Десятое задание. (показ слайда)
-Так держа в руках золотой ключик Буратино добрался до заветной дверцы, за которой его ждало последнее задание.
-На таблицах зашифрованы слова. Чтобы расшифровать их, вам нужно прочитать буквы в соответствии с цифрами:
О Ш Л А К У Ж Д Р А Б
3 1 4 5 2 3 4 1 2 6 5
-Молодцы! Справились и с этим заданием.
14. Итог. (показ слайда)
- Вот и добрался Буратино до школы. Спасибо вам за помощь. Вы настоящие друзья. Надеюсь, что и друг другу вы тоже будете всегда помогать. Давайте споём песню о дружбе.
Текст песни «Дружба крепкая не сломается»
(Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
15. Сюрпризный момент.
- Дорогие ребята!
Вы прошли немало испытаний
И упорно двигались вперед.
Трудностей вам встретилось немало,
Еще больше впереди их ждет.
За старанья, за труды, смекалку-
Вам вручаю эти новые ключи,
Пусть они откроют двери к знаньям,
Пусть лишь радость каждому несут.
- Каждому из вас Буратино вручает «золотой ключик», который открывает дорогу в мир знаний.
(каждому ребёнку вручается «золотой ключик»)
-Молодцы! Занятие окончено.