Наталья Афанасьева
Использование ритуалов в образовательных и бытовых ситуациях с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое детский сад?
Это дом для всех ребят!
Потому, что дружно в нем
Мы одной семьей живем.
Ритуал – это установленный порядок действий, правила поведения, которые должны выполнять дети в определенных образовательных и бытовых ситуациях, направленные на обеспечение стабильности их эмоционального состояния. Эти правила представляют собой систему требований, предъявляемых ребенку на разных возрастных этапах его развития. Особенно ритуалы важны для детей 4-го года жизни, т. к. они способствуют сплочению коллектива, помогают снять психоэмоциональное напряжение малышей, создать благоприятный климат для обучения и их комфортного нахождения в детском саду.
Публикация «Использование ритуалов в образовательных и бытовых ситуациях с детьми» размещена в разделах
В нашей группе разработаны следующие ритуалы :
1. Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»
2. Ритуал «Здоровье в порядке»
3. Ритуал «Обсуждение заказного меню»
4. Ритуал приема пищи «Приятного аппетита»
5. Ритуал «Четыре строчки наизусть»
6. Ритуал укладывания «Ни дня без книжки»
7. Ритуал «Тропа здоровья» (гимнастика после дневного сна)
8. Ритуал «Пальчиковая гимнастика»
9. Минутка «крика», минутка «тишины»
10. Ритуал «Приводим свою группу в порядок»
11. Ритуал «Поговорим о хорошем»
12. Ритуал «Прощания».
Сегодня поделюсь опытом проведения трех ритуалов, которые, на мой взгляд, наиболее актуальны для детей 4-го года жизни.
В силу своего возраста процесс адаптации может быть не завершен и ребенку еще трудно расставаться с родителями по утрам, он скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находится в угнетенном состоянии. Поэтому каждое утро в нашей группе проводится ритуалприветствия «Дружба начинается с улыбки», который способствует снятию психоэмоционального напряжения, и позволяет, эмоционально настроить детей на предстоящий день, на постепенное вхождение ребенка в жизнь детского сада. Этот ритуал также способствует укреплению личного контакта воспитателя с каждым ребенком.
Методика проведения ритуала приветствия «Дружба начинается с улыбки» такова: Дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся крепко за руки, смотрят в глаза своим соседям, улыбаются им и обнимают: сначала рядом стоящих детей, а затем обнимаются все вместе.
Следующий ритуал, который мы используемперед завтраком-эторитуал «Обсуждение заказного меню». Этот ритуал способстует расширению кругозора детей о продуктах питания, названиях кулинарных блюд и словарного запаса.
Ритуал «Обсуждение заказного меню»проводится следующим образом :воспитатель показывает детям куклу «Повар» и предлагает всем вместе обсудить меню, которое приготовит им повар на следущий день. Дети, вместе с воспитателем, садятся за стол, на котором расставлены баночки с крупами и корзинка с овощами, из которых повар будет готовить импищу на следущий день. При этом воспитатель говорит название блюда, из каких продуктов оно готовится, показывает детям эти продукты. После чего, воспитатель снова повторяет название блюда из меню, а дети выбирают (поднимают руку, то что им нравится, и что они будут заказывать себе на завтрак и обед.
Следущий, не менее важный ритуал для детей 4-го года жизни -это ритуал укладывания на дневной сон. Он назвается «Ни дня без книжки». К детям в гости приходит герой (это может быть театральная кукла или игрушка) той сказки, которую им будет читать воспитатель. Герой знакомится с детьми и предлагает почитать о нем сказку. Герой наблюдает, как дети готовятся ко сну, а когда приготовления закончены, и все дети легли в свои уютные кроватки, воспитатель начинает читать им сказку (или рассказывать ее). Сказка читается в течение 5-7 минут. Далее, воспитатель благодарит Героя за сказку, и просит детей закрыть глаза и расслабиться. Сам воспитатель занимает расслабленную позу в кресле или на пуфике.
Ритуалы способствуют формированию личности дошкольника, помогают ему устанавливать позитивные межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ритуалы помогают ребенку обрести эмоциональное спокойствие, настроиться на определенную деятельность, делая ее более привлекательной для ребенка. Кроме этого, с помощью ритуалов дети учатся соблюдать правила (ритуал – это, своего рода, закон жизни в нашей группе, запоминают порядок действия, овладевают простыми и доступными способами снятия психоэмоционального напряжения.