МААМ-картинки

Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

Марина Владимировна Костылева
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями

1 слайд

Тема: Интеграция образовательной области «Чтение художественной

литературы» с другими образовательными областями

2 слайд

«Чтение художественной литературы» в названии данной области Программы достаточно точно отражена основная концепция, а именно - не ознакомлять детей с художественной литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать, потому что «чтение – лучшее учение».

Публикация «Интеграция образовательной области „Чтение художественной литературы“ с другими образовательными областями» размещена в разделах

Образовательная область «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Через решение основных задач педагогической работы:

• ФЦКМ, в том числе первичных ценностных представлений.

• Развитие литературной речи, а именно знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы.

• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы эстетического вкуса и формирование интереса и любви к художественной литературе.

3 слайд

Прежде, чем говорить об интеграции, мне хотелось бы напомнить вам, что же включает в себя образовательная область «Чтение художественной литературы» или какого ее содержание, а именно:

1. Чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе.

2. Многократное чтение, рассказывание в разных условиях.

3. Свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор.

4. «Оживление» иллюстрации, проигрывание сцены.

5. Озвучивание, иллюстрирование и т. д.

6. Совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми.

4 слайд

Образовательная область «Чтение художественной литературы» интегрируется со всеми образовательными областями программы.

Наиболее актуальны взаимосвязи:

1. По задачам и содержанию педагогической работы с образовательными разделами : «Коммуникация», «Познание» и «Социализация».

- «Коммуникация» (обогащение содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря).

- «Познание» (формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности).

- «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально- этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме).

2. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса с образовательными разделами : «Музыка» и «Художественное творчеств».

- «Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений).

- «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).

Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Интеграции между познавательно-речевым направлением и художественно-эстетическим направлением, где Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Вот она интеграция не только самой области Чтение художественной литературы с другими образовательными областями. Но интеграция происходит между направлениями познавательно-речевым, социально-личностным и художественно-эстетическим.

5 слайд

Дети старшего дошкольного возраста воспринимают литературные произведения, а именно как:

- проявляют интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков, переживаниям;

- проявляется у детей способность иногда улавливать подтекст;

- осознаются некоторые особенности формы произведения.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.

Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются : 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.

6 слайд

ФГТ требуют от педагогов решение образовательных задач в процессе : совместной деятельности ребенка со взрослыми (в ходе режимных моментов, в непосредственно организованной образовательной деятельности, а так же в процессе организации детской деятельности т. е в самостоятельной деятельности детей.

Скоролупова, Федина авторы ФГТ предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности.

Итак, совместная деятельность взрослого и детей

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

- Коммуникативная деятельность (разговор с детьми, сочинение загадок);

- Игровая деятельность (тетрализованые, сюжетно-ролевые и режиссерские игры;

- Проблемные ситуации;

- Продуктивная деятельность;

- Музыкально-художественная деятельность (различные виды театров).

2. НООД

- Игровая;

- Коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, обсуждения);

- Чтение;

- Музыкально-художественная деятельность (инсценирование);

- Познавательная деятельность (викторины и т. д).

Самостоятельная деятельность детей

1. Самостоятельная игровая деятельность.

2. Самостоятельная продуктивная деятельность.

3. Самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной деятельности.

7 слайд

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции, а именно:

1. Телевидение, видео - и аудио - техника, компьютеры вытеснили книгу из жизни детей.

2. Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры.

Поэтому педагоги ДОУ в соответствии с ФГТ привлекают родителей к участию в реализации образовательной программы ДОУ, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.

При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения : систематичность (ежедневное чтение, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия).

Задачи, стоящие перед педагогом ДОУ при подготовке детей к школе в процессе организации образовательной деятельности в образовательной области Чтение художественной литературе таковы :

1. Поощрять познавательную активность детей; организовать образовательную среду, стимулирующую познавательную активность.

2. Педагог опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение.

3. Педагог формирует устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства.

4. Уделяет внимание на обогащение словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической стороне речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми.

5. Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания.

6. Вырабатывает потребность ежедневного общения с художественной литературой, учит детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

7. Расширяет круг детского чтения за счет внедрения современных художественных произведений.

8. Создает литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портретов писателей, книг).

8 слайд

Только при таком комплексном подходе можно получить тот результат, на который нацеливают нас ФГТ. А именно обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

1. Во время пребывания в ДОУ развивать любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие вопросы, умение решать проблемные ситуации.

2. Любит наблюдать, экспериментировать.

3. Проявлять интерес к познавательной литературе, символам, схемам.

4. Уметь следовать образцу, правилу и инструкции.

5. Иметь общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление.

6. Уметь понимать и описывать изображенное.

7. У ребенка необходимо совершенствовать и обогащать речь, развивать речевой слух и формировать звуко - и слово - произношение.

Публикации по теме:

Мультимедийная разработка НОД «Чудесное приключение кисточки» Вашему вниманию представляю мультимедийную разработку НОД по образовательной области "Художественное творчество" для детей подготовительной.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями
Опубликовано: 29 мая 2013 в 18:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД