Светлана Полякова
Презентация «Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука является вышедшим наружу
головным мозгом».
И. Кант.
Моторика - совокупность двигательных реакций
Общая моторика Артикуляционная моторика
кистей и пальцев рук
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к дошкольному обучению.
Публикация «Презентация „Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук“» размещена в разделах
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопительный опыт по данному направлению и основной принцип: от простой работы к сложной. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаем, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кистей руки необходимо тренировать руку в различных движениях: Сжатие, на растяжение, на расслабление.
Используем следующие приемы:
- систематичность проведения игр и упражнений;
- последовательность (от простого к сложному, с начала на правой, затем на левой, при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно);
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка на положительном эмоциональном фоне.
Формы работы.
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а так же предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками) :
1) игры-манипуляции : «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Мы делили апельсин»;
2)сюжетные пальчиковые упражнения : «Пальчики здороваются», «Распускается цветок». К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних, диких животных, птиц и насекомых;
3) пальчиковые кинезиологические упражнения : «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос». «Симметрические рисунки», «Горизонтальная восьмерка»;
4) пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (разминания, растирания, надавливания, пощипывание) : «Помоем руки под струей воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек» и т. д. Для более эффективного самомассажа кисти используется грецкий орех, каштан, массажный мячик, шестигранный карандаш, зубные щетки;
5) театр в руке: «Бабочка», «Сказка».
3. Игры и упражнения с водой и песком.
4. Работа с предметами и материалом - ножницами, пластилином, прищепками,бусинами, крупами, природным материалом.
5. Теневой пальчиковый театр.
6. Упражнения в обводе контуров предметов: по трафарету, по клеткам,
закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная.
7. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой и обеими руками вместе.
8. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
9. Выкладывание из счетных палочек и спичек.
10. Игры с ковролиновым конструктором, геоконтом.
11. Перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков.
12. Работа в природном уголке. И многое другое.
Время проведения.
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
2. Во время утренней гимнастики.
3. На физкультминутках.
4. На физкультурных занятиях.
5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
6. На прогулке.
7. В зачине подвижной игры или в ходе игры.
8. После дневного сна.
9. На досугах, праздниках, развлечениях.
Для успешного развития мелкой моторики пальцев рук вести совместную работу с родителями, логопедом, психологом, музыкальным руководителем, физкультурным инструктором.